ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ

года14 декабря 2017

Безусловно, именно фармацевтический бизнес обладает наибольшей чувствительностью к политике государства в сфере рекламы, т.к. любые законодательные изменения в этой сфере могут непосредственно (или опосредованно) повлиять на состояние здоровья населения Украины.

 В Украине действует целый ряд законодательных актов, ограничивающих рекламу лекарственных средств по всем направлениям, а также регламентирующих некоторые другие области деятельности торговцев лекарственными средствами, в частности, в области информирования потребителя о своей торговой марке и реализуемых товарах. На сегодняшний день наработана определенная правоприменительная практика, о наиболее интересных аспектах которой и пойдет речь в данной статье.

 Ограничения в рекламе лекарственных средств:

В Украине разрешена исключительно реклама лекарственных средств, которые: а) отпускаются без рецепта врача, и б) не внесены в перечень запрещенных для рекламирования лекарственных средств. Решение об отнесении того или иного лекарственного средства к препаратам, рекламирование которых запрещено, принимается Министерством охраны здоровья Украины (далее – МОЗ) во время государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства.

 Если же реклама лекарственного средства разрешена, она обязательно должна отвечать определенным условиям, указанным в пунктах 4-11 статьи 21 Закона Украины «О рекламе». В частности:

 потребителю должно быть понятно, что получаемая им информация является рекламой, а рекламируемый товар - лекарственное средство;

реклама должна содержать требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства и рекомендацию об обязательном ознакомлении с инструкцией на препарат;

реклама должна содержать предупреждение о вреде самолечения для здоровья, и не может содержать ссылок на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению;

реклама не должна содержать сведений о том, что терапевтический эффект от применения лекарственного средства является гарантированным, а также ссылок на данное средство как на наиболее эффективное и безопасное, и сравнений с другими лекарственными средствами для усиления рекламного эффекта.

За нарушение вышеуказанных требований, и в целом за нарушение законодательства о рекламе со стороны рекламодателей, производителей и распространителей рекламы, статьей 27 Закона «О рекламе» предусмотрена ответственность в размере пятикратной стоимости изготовленной или распространенной рекламы, а в случае, если стоимость неправомерной рекламы не может быть  достоверно установлена – на нарушителя налагается штраф в размере 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

 Четкая нормативная регламентация требований, которым должна отвечать разрешенная реклама лекарственных средств, и достаточно прозрачный механизм привлечения к ответственности нарушителей, способствовали активизации действий Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (далее – Госпотребинспекция) по привлечению фармацевтических компаний к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Ограничения для медицинских и фармацевтических работников:

 Действует запрет на  участие в рекламе лекарственных средств врачей и других профессиональных медицинских работников, а также работников, «внешний вид которых имитирует внешний вид врачей». Законом Украины № 5036-VI «О внесении изменений в Основы законодательства Украины об охране здоровья,  установлены ограничения для медицинских и фармацевтических работников во время осуществления ими профессиональной деятельности. В частности, статьей 781 Основ законодательства закреплен запрет для вышеуказанных работников на следующие действия:

 получение неправомерной выгоды от производителей / продавцов лекарственных средств, их представителей;

получение образцов лекарственных средств для использования в профессиональной деятельности от производителей / продавцов лекарственных средств, их представителей;

реклама лекарственных средств, в том числе путем выписки лекарственных средств на бланках с информацией рекламного характера, и путем указания производителей лекарственных средств (торговых марок);

не предоставление, сокрытие или предоставление недостоверной информации о наличии лекарственных средств-аналогов по более низкой цене по требованию потребителя во время реализации (отпуска) лекарственных средств.

Медицинские и фармацевтические работники, нарушающие ограничения, установленные статьей 781 Основ законодательства, будут нести административную ответственность в виде штрафа в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов (до 5100 грн.), а при повторном в течение года нарушении – ответственность в виде штрафа в размере до 1200 необлагаемых минимумов доходов (до 20400грн.).

 Практические аспекты рекламных акций в сфере фармацевтики:

 Довольно часто у розничных торговцев лекарственными средствами (аптечных заведений) возникает вопрос, возможно ли разместить рекламу лекарственных средств непосредственно в торговом зале, на витрине аптеки или на специальной одежде работников аптеки.

 Здесь необходимо помнить, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о рекламе, рекламой является информация о товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес о таких товарах; внутренняя реклама – это реклама, размещаемая в середине зданий, сооружений, кроме мест торговли, где может размещаться информация о товарах, которые продаются непосредственно в этих местах. А в части 7 статьи 8 Закона о рекламе четко закреплено, что размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот  товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке, не считается рекламой. В соответствии Лицензионными условиями ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, в зале обслуживания населения на витринах, в стеклянных и открытых шкафах разрешается размещать лекарственные средства, отпускаемые без рецепта. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту, хранятся в отдельных шкафах, к которым нет доступа потребителей.

 Что касается размещения названий или логотипов лекарственных средств на одежде фармацевтов в аптечных заведениях, то с учетом ограничений, установленных статьей 781 Основ законодательства, это однозначно будет расценено как реклама лекарственных средств, со всеми вытекающими последствиями.

 Вывескам с наименованиями аптечных заведений – быть!

 В соответствии с Лицензионными условиями, на фасаде здания, где размещается аптечное заведение, должна быть вывеска с указанием вида заведения; на видном месте перед входом в аптечное заведение размещается информация о наименовании субъекта хозяйствования, режиме работы аптечного заведения и информация о местонахождении дежурной и ближайшей аптек. Кроме того, в наименовании аптечного заведения, в знаке для товаров и услуг, под которым аптека ведет свою деятельность, в вывесках и внешней рекламе аптечного заведения не допускается использование каких-либо сведений, содержащих утверждение относительно уровня или иного признака цен и социальной направленности аптечного заведения, которые могут повлиять на намерения потребителей по приобретению товаров в таком аптечном заведении.

        

Елена Бобырева