27.05.2014

Фермерское хозяйство – от создания до прекращения

Стоимость и сроки регистрации фермерского хозяйства в Украине.

Исторически сложилось так, что аграрная сфера экономики в целом и товарное сельскохозяйственное производство в частности на территории Украины являются одними из наиболее важных сфер деятельности. Этому определенным образом способствуют благоприятные климатические условия, и плодородные почвы на большей части территории Украины.

Соответственно в настоящее время одним из приоритетных направлений государственного регулирования является развитие и поддержка агропромышленного комплекса. При этом помимо крупных агропромышленных структур, преимущественным направлением деятельности которых является в настоящее время экспорт продукции, все большее развитие получает сегмент малого бизнеса и индивидуальная хозяйственная деятельность в сфере товарного сельскохозяйственного производства, в т.ч. – фермерское хозяйство.

Что же такое современное фермерское хозяйство с юридической точки зрения? Его понятие содержит ст. 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» – это форма предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, которые выявили желание изготавливать товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься её переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом. Таким образом, фермерское хозяйство – это юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Правоотношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением фермерских хозяйств регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, Законом Украины «О фермерских хозяйствах» и множеством подзаконных нормативно-правовых актов.

Рассмотрим основные отличительные особенности фермерского хозяйства.

Прежде всего, основой любого фермерского хозяйства является земля, поскольку это главная составляющая, необходимая при производстве любой сельскохозяйственной продукции. Земельные участки фермерского хозяйства могут принадлежать на праве собственности самому хозяйству, принадлежать членам фермерского хозяйства (земельные паи), а также быть переданными в аренду фермерскому хозяйству из состава земель государственной или коммунальной собственности. И при создании фермерского хозяйства наличие собственного или арендованного земельного участка является обязательным условием.

Субъектами, имеющими право на создание фермерского хозяйства, являются граждане Украины. При этом фермерское хозяйство может быть создано как одним гражданином Украины, так и несколькими гражданами Украины, которые являются родственниками или членами семьи. Право на создание фермерского хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста и выявивший желание создать фермерское хозяйство. Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, которые достигли 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, которые объединились для совместного ведения фермерского хозяйства, признают и придерживаются положений Устава фермерского хозяйства. Членами фермерского хозяйства не могут быть лица, работающие в нём по трудовому договору. Таким образом, отличительной особенностью в отношении субъектов создания фермерского хозяйства является обязательное наличие у них гражданства Украины, достижение основным учредителем 18-летнего возраста, а также наличие родственных связей или семейных отношений между участниками фермерского хозяйства в случае, если оно создается несколькими учредителями. Ранее, до июля 2011 года, законом было предусмотрено ещё одно требование к потенциальному учредителю фермерского хозяйства – прохождение профессионального отбора на право создания фермерского хозяйства, которое организовывалось специальными профессиональными комиссиями на местах, но в настоящее время данное требование отсутствует.

Существуют и иные особенности, характерные для фермерских хозяйств, но основными являются именно вышеуказанные, во многом другом фермерские хозяйства схожи с прочими юридическими лицами.

Итак, предположим, решение о создании фермерского хозяйства принято. Что же необходимо для того, чтобы реализовать его на практике?

Как предусмотрено ст. 8 Закона Украины «О фермерских хозяйствах», после получения учредителем государственного акта на право собственности на земельный участок или заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом для регистрации юридических лиц. Кроме того, ч. 6 ст. 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» предусматривает, что в случае регистрации фермерского хозяйства, кроме документов, предусмотренных частью первой этой статьи (необходимых для регистрации любого юридического лица), дополнительно подается копия государственного акта на право частной собственности учредителя на землю или копия государственного акта на право постоянного пользования землей учредителя, или нотариально заверенная копия договора аренды земли. Таким образом, процедура регистрации фермерского хозяйства аналогична процедуре регистрации любого другого юридического лица, за исключением обязательного наличия документов, подтверждающих имущественные права учредителя фермерского хозяйства на земельный участок. 

Для получения в собственность или аренду земельного участка потенциальный фермер должен обратиться с заявлением в местный совет, если желаемый земельный участок расположен на территории населенного пункта и относится к землям коммунальной собственности, либо в соответствующую районную государственную администрацию, если земельный участок относится к землям государственной собственности и расположен за пределами населенного пункта. При этом необходимо обосновать размеры желаемого земельного участка исходя из перспектив деятельности и развития будущего фермерского хозяйства, расположение земельного участка, указать количество членов будущего хозяйства и права у них на бесплатное получение земельных участков в собственность. При этом конкретный размер земельных участков, которые могут быть бесплатно выделены членам фермерского хозяйства законодательно не предусмотрен, однако ст. 121 Земельного кодекса Украины устанавливает, что для ведения фермерского хозяйства выделяются земельные участки в размере земельного пая, определенного для членов сельскохозяйственных предприятий, находящихся на территории сельского, поселкового или городского совета, где находится фермерское хозяйство. Как правило, берется усредненный размер земельного пая по определенному региону, который в среднем составляет около 4 га (от 1,5 га в западных областях до 7-8 га в южных и восточных областях Украины).

Кроме того, несмотря на отмену профессионального отбора, некоторые квалификационные требования к потенциальным фермерам все же сохраняются. Так, к заявлению о получении в собственность или аренду земельного участка необходимо приложить документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении. Проще говоря, это может быть копия трудовой книжки с отметкой о работе в каком-либо сельскохозяйственном обществе с ограниченной ответственностью либо копия диплома об окончании ВУЗа сельскохозяйственной направленности.

Заявление о выделении земельного участка рассматривается в месячный срок и в случае его удовлетворения дается разрешение на подготовку проекта отвода земельного участка. При этом новым фермерским хозяйствам предоставляется льгота – проект отвода земельного участка разрабатывается за счет Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств. После согласования и утверждения проекта отвода земельного участка земля передается в собственность или аренду. Если члены будущего фермерского хозяйства ещё не реализовали свое право за земельную долю (пай), им могут быть бесплатно выделены в собственность переданные им в пользование земельные участки в размере земельного пая члена сельскохозяйственного предприятия, находящегося на территории соответствующего сельского или поселкового совета. В случае возникновения трудностей в оформлении выделения земельных участков в порядке, предусмотренном законом, например, в случае отказа местного совета или районной государственной администрации оформить права на землю, решить данный вопрос можно также в судебном порядке.

Помимо бесплатно выделенных земельных участков из состава из земель государственной или коммунальной собственности, а также арендованной земли, фермерское хозяйство теоретически может приобрести дополнительно землю по договору купли-продажи, однако на практике в настоящее время это не представляется возможным в связи с мораторием на продажу земель сельскохозяйственного назначения до принятия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2016 года (мораторий установлен Переходными положениями Земельного кодекса Украины).

После того, как документы на землю (государственный акт на право собственности или договор аренды) оформлены, необходимо подготовить пакет учредительных документов (протокол о создании фермерского хозяйства, Устав фермерского хозяйства, регистрационная форма) и подать государственному регистратору по месту нахождения учредителя. После государственной регистрации фермерского хозяйства и внесения его в Единый государственный реестр процесс регистрации можно считать практически завершенным. Помимо этого новому фермерскому хозяйству необходимо открыть расчетный счет в банке, получить печать, стать на учет в налоговой инспекции и фондах социального страхования. Однако с 1 октября 2014 года наличие печати уже не обязательно и фермерское хозяйство может по желанию как иметь печать, так и работать без печати.

Так как фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности с созданием юридического лица, оно обязано вести бухгалтерский учет, согласно ст. 2 Закона Украины «О фермерском хозяйстве», а также Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Зачастую бухгалтерский учет на фермерском хозяйстве ведется его председателем либо одним из членов фермерского хозяйства, и фермерское хозяйство может самостоятельно (но по согласованию с учредителем) выбирать форму ведения бухучета, в т.ч. вести его в упрощенной форме.

Хозяйственная деятельность фермерского хозяйства, как и любого другого субъекта бизнеса, подлежит налогообложению. При этом налогообложение деятельности фермерских хозяйств имеет некоторые нюансы. Фермерское хозяйство может находиться как на общей системе налогообложения, быть плательщиком НДС, так и быть плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога. Последний вариант следует рассмотреть немного подробнее, как наиболее оптимальную на наш взгляд форму налогообложения для фермерского хозяйства. Итак, плательщиками сельскохозяйственного налога могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, доля товарного сельскохозяйственного производства которых за предыдущий отчетный год составляет 75 и более процентов, т.о. под данное определение подходят все фермерские хозяйства. Объектом налогообложения в данном случае является не доход фермерского хозяйства, а площадь сельскохозяйственных угодий, которые находятся у него в собственности или аренде. Базою налогообложения является нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года. Размер конкретных ставок налогообложения для одного гектара сельскохозяйственных угодий зависит от категории земель, к которым они относятся, и определяется в процентном соотношении к базе налогообложения. Размеры ставок содержатся в ст. 304 Налогового кодекса Украины. Фермерские хозяйства должны самостоятельно рассчитывать сумму сельскохозяйственного налога по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля подавать налоговую декларацию за текущий год. При этом непосредственная оплата налога осуществляется в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца, в размере одной трети суммы налога, определенной на каждый квартал от годовой суммы налога, в следующих размерах: 1-й квартал – 10 %, 2-й квартал – 10 %, 3-й квартал – 50 %, 4-й квартал – 30 %. Кроме того, плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога не являются плательщиками налога на прибыль, земельного налога (кроме налога на земельные участки, не используемые для ведения сельскохозяйственного товарного производства), сбора за специальное водопользование, сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).

Следует отметить, что на государственном уровне фермерским хозяйствам оказывается существенная поддержка с целью их развития в рамках государственного агропромышленного комплекса. С этой целью для фермерских хозяйств законодательно предусмотрен определенный перечень льгот и преимуществ. 

Во-первых, фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога на землю в течение 3-х лет с момента передачи им в собственность земельного участка, а фермерские хозяйства, расположенные в трудонедостаточных населенных пунктах – в течение 5-ти лет. По истечению этого срока фермерское хозяйство может зарегистрироваться плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога и далее не платить налог на землю. Эти льготы предусмотрены пп. 282.1.10., 282.1.11 ст. 282 Налогового кодекса Украины. Даже если хозяйство находится на общей системе налогообложения, земельный налог не уплачивается за земельные участки, на которых расположены молодые сады, ягодники и виноградники до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений.

Помимо налоговых каникул фермерским хозяйствам предоставляется также дополнительная финансовая поддержка. Согласно ст. 9 Закона Украины «О фермерских хозяйствах», вновь созданным фермерским хозяйствам в период становления (первые три года после создания, а в трудонедостаточных населенных пунктах – пять лет), фермерским хозяйствам с обособленными фермерскими усадьбами, фермерским хозяйствам, которые осуществляют хозяйственную деятельность и расположены в горных населенных пунктах, на полесских территориях, и иным фермерским хозяйствам оказывается помощь за счет государственного и местного бюджетов, в т.ч. через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств. Согласно закона, в государственном и местных бюджетах ежегодно должны предусматриваться денежные средства на поддержку фермерских хозяйств. Целевое назначение этих средств, как правило, это мелиорация земель, консервация и рекультивация малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, а также строительство жилых объектов и объектов производственного назначения, мер по землеустройству и т.п. Данная финансовая поддержка фермерских хозяйств осуществляется на конкурсной основе и может быть как безвозвратной – по государственной бюджетной программе «Финансовая поддержка фермерских хозяйств» (для вновь созданных и находящихся в сложных условиях фермерских хозяйств), так и на возвратной основе – по бюджетной программе «Предоставление кредитов фермерским хозяйствам» (для остальных фермерских хозяйств). Конкретные размеры и условия предоставления данной финансовой поддержки регулируются нормами Закона Украины «О фермерских хозяйствах» и Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для оказания поддержки фермерским хозяйствам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 1102 от 25 августа 2004 года.

Трудовые взаимоотношения в фермерском хозяйстве базируются преимущественно на основе труда его членов. Но в случае необходимости в дополнительной рабочей силе фермерское хозяйство может привлекать для работы граждан, которые не являются членами хозяйства, по трудовым договорам. Трудовые взаимоотношения в фермерском хозяйстве регулируются как его Уставом – для членов фермерского хозяйства, так и законодательством Украины о труде – для наемных работников. Необходимо только отметить, что трудовой договор с наемными работниками в фермерском хозяйстве должен быть заключен в письменной форме и должен содержать срок действия договора и условия труда и отдыха (длительность рабочего дня, выходные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, формы оплаты труда и их размеры, условия питания и т.п.). Оплата труда и длительность ежегодного отпуска для наемных работников фермерского хозяйства должны быть установлены в размерах, не меньших, чем минимальные соответствующие размеры оплаты труда и отпуска, установленные государством.

Стоит кратко остановиться также на вопросе прекращения фермерского хозяйства в случае возникновения такой необходимости. Деятельность фермерского хозяйства может быть прекращена в следующих случаях: реорганизации, ликвидации, признания неплатежеспособным (банкротства), а также в случае, если не остается ни одного члена фермерского хозяйства или наследника, который желает продолжить деятельность хозяйства. Процедура ликвидации фермерского хозяйства аналогична процедуре ликвидации хозяйственного общества, однако при этом имеется некоторый нюанс: если фермерское хозяйство прекращает деятельность до истечения льготного налогового периода (3 или 5 лет с момента создания), то оно должно уплатить в бюджет суму налога за весь период своей деятельности. Эта сумма рассчитывается в размере, установленном для фермерских хозяйств, кроме случая принудительного отчуждения или выкупа земельного участка фермерского хозяйства для общественных нужд.

Деятельность и развитие фермерских хозяйств зависит в первую очередь от усилий и стремления к достижению высоких результатов его участников, а также в большой степени от грамотной организации работы по созданию и сопровождению фермерского хозяйства, а нам остается пожелать им успехов в этом нелегком труде на пути к достатку и процветанию.