04.08.2014

Подача отчетности и уплата налогов на территории АТО

Террористическая угроза и сложная ситуация, которая сложилась в Донецкой и Луганской областях, повлекли отсутствие у отдельных налогоплательщиков возможности своевременно представить налоговые декларации и платить налоги (сборы, взносы). Рассмотрим официальные разъяснения, с помощью которых плательщики смогут решить эту форс-мажорную проблему. 

В первую очередь отметим, что у налогоплательщиков, которые находятся в зоне проведения АТО или в зоне реальных военных действий в пределах территории Донецкой и Луганской областей, могут быть следующие проблемы:

  • невозможность представить отчетность в срок;
  • невозможность уплатить налоговые обязательства (по ранее поданным декларациям и отчетам, по налоговым уведомлениям­решениям, по текущим налоговым платежам).

Миндоходов предложило несколько путей решения данных проблем, в которых мы попробуем разобраться.

ПОДАЧА ОТЧЕТНОСТИ В ДРУГУЮ НАЛОГОВУЮ

По-видимому, налоговики не против того, что для субъектов хозяйствования из зоны АТО отчетность можно подать в центре обслуживания плательщиков в любой ГНИ на территории Украины. ГУ Миндоходов в г. Киеве отметило: «В решении этих неотложных вопросов Миндоходов идет на встречу всем плательщикам из определенных регионов Украины, предоставляя им возможность отчитаться и своевременно уплатить налоговые обязательства перед государством. Для этого вовлечены все Центры обслуживания плательщиков всех территориальных органов Миндоходов. Этот временный сервис для плательщиков Донецкой и Луганской областей, введенный с целью обеспечения возможностей, даже в боевых условиях, выполнить все требования Налогового кодекса Украины. Все плательщики Донетчины и Луганщины, которые временно находятся на территории Киева, могут воспользоваться этой возможностью и отчитаться в любой налоговой инспекции столицы».

Также следует указать, что пресс-служба Миндоходов отметила: «В связи с проведением антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей, налогоплательщиков из г. Донецка временно будут обслуживать в Мариупольской ОГНИ, а плательщиков из г. Луганска и Луганской области — в ГНИ в Жовтневом районе г. Луганска. <…> Места обслуживания налогоплательщиков изменены на период с 8 июля 2014 года до окончания действия обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью работников органов Миндоходов».

ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ ПОДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ

Для предприятий актуальным может быть перенос сроков представления, в частности, следующих отчетов: декларации по единому налогу (для 4 и 6 группы); декларации по НДС (квартальной и месячной - для плательщиков НДС), налогового расчета 1-ДФ, а также отчетов по другим налогам и сборам. Соответственно может возникнуть потребность продлить срок подачи (если нет возможности подать в электронном виде или в другую ГНИ). Возможность продлить сроки подачи отчетности разъяснена в письме Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16042/7/99­99­19­03­02­17. Прежде всего, налоговики отмечают, что в соответствии с приказом ГНСУ от 24.12.2010 г. № 1044 объявленная и непровозглашенная война, угроза войны, террористические акты, массовые беспорядки считаются форс-мажорными обстоятельствами.

Поэтому для продления сроков подачи отчетности необходимо обратиться в налоговый орган по местонахождению с соответствующим заявлением. Последнее подается в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств непреодолимой силы:

  • заявление составляется в произвольной форме с кратким и четким обоснованием оснований для продления указанных сроков подачи отчетности со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов;
  • в заявлении предоставляется исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, выдавшего документ);
  • заявление подается налогоплательщиком только вместе с документальным подтверждением Торгово­промышленной палаты (далее — ТПП) Украины о наступлении действия обстоятельств непреодолимой силы.

Если налогоплательщик поступит так, как рекомендуют налоговики, то даже в случае, если до момента представления вышеуказанных документов к нему контролирующим органом применены штрафные санкции за несвоевременное представление налоговой отчетности, эти санкции признаются безнадежным налоговым долгом и подлежат списанию.

Как видим, одним из основных документов является заключение ТПП.

На сайте Луганской региональной ТПП указано, что у них предприятия могут получить заключение о наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Вместе с тем согласно ст. 14 Закона Украины «О торгово­промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97­ВР ТПП Украины удостоверяет обстоятельства форс-мажора. То есть именно ТПП Украины, а не региональные ее отделения имеют такую компетенцию. На это указывается в Положении о порядке подтверждения Торгово­промышленной палатой Украины форс-мажорных обстоятельств, утвержденном решением Президиума ТПП Украины от 14.05.2013 г. Также и в письме НБУ от 21.10.2013 г. № 47­411/18440 подчеркивается, что Региональные торгово­промышленные палаты осуществляют лишь подготовку документов для подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

Итак, возникает несовпадение норм законодательства, поскольку «форс-мажорные справки» должны предоставляться не на региональном, а на всеукраинском уровне (в свою очередь, Луганская региональная ТПП не обращает на это внимания).

ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ

Помимо возможности продлить сроки подачи отчетности, Миндоходов разъяснило и порядок отсрочки уплаты налогов.

Применительно к предприятиям речь может идти о продлении сроков уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль, НДС, единого налога, НДФЛ и т. д.

Как указывается в письме Миндоходов от 01.07.2014 г. № 15472/7/99­99­25­01­17, налогоплательщики, которые находятся в зоне АТО и не могут своевременно заплатить свои налоговые обязательства, могут представить в орган доходов и сборов по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга):

  • письменное заявление, форма которого приведена в приложении 1 к Порядку рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков, утвержденному приказом Миндоходов Украины от 10.10.2013 г.
  • № 574 (далее — Приказ № 574). В заявлении обязательно должны быть указаны суммы платежей (налогов, сборов, штрафных санкций, пени), уплату которых налогоплательщик просит отсрочить, а также срок отсрочки и периоды уплаты таких платежей. При этом суммы, срок уплаты которых еще не наступил и срок уплаты которых уже прошел, указываются отдельно;
  • экономическое обоснование, которое состоит из:
  1. перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;
  2. анализа финансового состояния;
  3. графика погашения отсроченных сумм;
  4. расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

Принять решение об удовлетворении или отказе плательщику в отсрочке (рассрочке) денежных обязательств контролирующий орган должен в течение 30 дней со дня получения заявления.

Надо отметить, что на отсроченные денежные обязательства (налоговый долг) пеня и штрафы не начисляются с даты заключения (подписания) договора до истечения срока действия договора об отсрочке денежного обязательства (налогового долга).

Причем согласно п. 1.6 Приказа № 574 на сумму отсроченного денежного обязательства (налогового долга) начисляются проценты за каждый день пользования плательщиком отсрочкой денежных обязательств (налогового долга).
По результатам рассмотрения документов, предоставленных плательщиком, налоговый орган при наличии оснований принимает решение о списании безнадежного налогового долга. Таким образом, просто для отсрочки уплаты, подтверждения форс-мажорных обстоятельств не требуется, оно понадобится для списания налогового долга.

ЕСВ

Во всех разъяснениях налоговики ни слова не сказали о механизме оторочки уплаты ЕСВ (с зарплаты работников, «за себя») и переноса сроков подачи ЕСВ­отчетности. Кроме того, ничего не говорится о списании ЕСВ как безнадежного долга.

Таким образом, предложенный налоговиками механизм отсрочки подачи отчетов и уплаты налогов на ЕСВ не распространяется.

Предложенный Миндоходов механизм, хоть и является благим начинанием, но при его реализации у налогоплательщиков могут возникнуть дополнительные сложности.