29.05.2014

Правовые аспекты паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта

Многие крупные строительные компании, представители мелкого и среднего бизнеса, а также обычные граждане, уже успели на собственном опыте узнать все «прелести» паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта.

Подавляющее число лиц узнают об этом механизме пополнения бюджета села, поселка, города непосредственно из уведомлений органов местного самоуправления и прокуратуры, когда, как правило, очень сложно провести мероприятия по оптимизации и минимизации размеров паевого участия. Стоит заметить, что размеры паевого участия далеко не маленькие и составляют для нежилых зданий и сооружений – до 10% от сметной стоимости строительства; для жилых домов – до 4% от сметной стоимости строительства.

Давай кратко разберем суть данного правового механизма, практику его применения и уплаты.

Паевое участие как таковое существует около двадцати лет, постоянно видоизменяясь. В Законе Украины «О планировании и застройке территорий» соответствующая норма (статья 27-1) появилась в октябре 2011 года. До этого данные правоотношения регулировались постановлениями Кабинета Министров Украины.

Итак, в соответствии с частью 3 статьи 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (вступил в силу 12 марта 2011 года) паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта состоит в перечислении заказчиком до принятия объекта строительства в эксплуатацию в соответствующий местный бюджет средств для создания и развития данной инфраструктуры.

Специально или нарочно сказать сложно, но волею законодателя до 01 января 2013 года существовала правовая коллизия, позволявшая на законных основаниях избежать паевого участия в развитии населенного пункта.

Закон содержит перечень объектов строительства, заказчики которых не привлекаются к паевому участию в развитии инфраструктуры, однако в силу недостаточной компетенции сотрудников органов местного самоуправления, как правило, в районных центрах области, и их тоже пытаются обязать оплатить паевое участие.

Зачастую необдуманные действия заказчика при подготовке рабочего проекта, вводе объекта в эксплуатацию приводят к тому, что он по своей вине уплачивать фактически больший размер паевого участия, чем должно по закону.

Отдельно стоит упомянуть и об объектах, самовольно выстроенных и узаконенных в судебном порядке. Собственники данных объектов не могут чувствовать себя спокойно, а многие уже вынуждены в силу требований органов прокуратуры и судебных исков территориальных громад уплачивать паевое участие. Конечно, возникает вопрос – КАК ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ?

В соответствии со статьей 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» эксплуатация законченных строительством объектов, не принятых (если такое принятие предусмотрено законодательством) в эксплуатацию, запрещается.

Пунктом 10 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 461 от 13.04.2011 года, в случае, когда на самовольно построенное недвижимое имущество признано право собственности по решению суда, оно принимается в эксплуатацию в соответствии с этим Порядком.

И самое главное, с 01 января 2012 года средства паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта, полученные в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» включены в бюджет развития местных бюджетов (статья 71 Бюджетного кодекса Украины). Именно по этой причине данным вопросом занимаются и органы прокуратуры, а для территориальных громад получение средств паевого участия приобрело первостепенное значение.

Поэтому те, кто узаконил самовольно построенные, реконструированные объекты, рано или поздно столкнутся с запретом на их эксплуатацию, необходимостью их ввода в эксплуатацию и уплаты паевого участия в развитии населенного пункта.

Также не стоит забывать и того обстоятельства, что новое строительство подразумевает получение почтового адреса построенному объекту, как необходимое условие для оформления права собственности на него. И если у заявителя существует проблема паевого участия, то до полной уплаты, включая штрафные санкции, рассчитывать на присвоение почтового адреса не приходится.