12.06.2013

Вывезти на чистую воду

"Юридическая практика" № 24 (807) от 11.06.13
 
Загрузить статью
 
Таможенный кодекс Украины (далее – ТКУ), действующий с июня 2012 г., содержит ряд новелл, которые могут представлять интерес для предприятий, активно осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (далее – ВЭД) по импорту и последующему экспорту товаров, так как позволяют ускорить, упростить и удешевить процедуры таможенного оформления.
 
В частности, речь пойдет о возможностях для экспортеров, предоставленных статьей 86 ТКУ. В соответствии с пунктом первым указанной статьи, существует возможность вывоза в режиме реэкспорта товаров, которые при ввозе на таможенную территорию Украины имели статус иностранных, находились после ввоза на таможенную территорию Украины под таможенным контролем и не были помещены в таможенный режим. 
 
Статьей 85 ТКУ установлено, что реэкспорт представляет собой таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Украины, в дальнейшем вывозятся за пределы этой территории без уплаты таможенной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования ВЭД. Системный анализ пункта первого статьи 86 ТКУ показывает, что для применения режима реэкспорта по данному пункту, необходимыми и достаточными условиями являются: 1) сохранение за ввезенными товарами статуса иностранных, 2) нахождение после ввоза на таможенную территорию Украины под таможенным контролем, и 3) не применение какого-либо таможенного режима. 
 
Рассмотрим вышеуказанные условия применения режима реэкспорта. Исходя из положений пунктов 15, 61 статьи 4 ТКУ, иностранными считаются товары, не являющиеся украинскими, т.е. которые не выпущены для свободного обращения на таможенной  территории Украины после ввоза на данную территорию. В соответствии со статьей 70 (п.1, пп.1), выпуск для свободного обращения соответствует таможенному режиму импорта, а статьей 76 ТКУ закреплено, что подтверждением выпуска для свободного обращения (или украинского статуса товаров) является соответствующая таможенная декларация. 
 
Таким образом, положениями нового ТКУ однозначно предусмотрена возможность вывоза в режиме реэкспорта товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины, по которым не проведено таможенное оформление (не оформлялась таможенная декларация). Более того, таможенные органы на местах повсеместно рекомендуют декларантам использовать данную возможность, внося соответствующие корректировки в импортные ВЭД-контракты – а именно - оговорки сторон о разрешении реэкспорта поставляемых товаров в другие страны, и об обязательствах сторон по подписанию актов сдачи-приемки продукции для подтверждения поставки товаров в адрес покупателя.
 
Однако наиболее смелые предприятия, которые с 4 квартала 2012 г. (после вступления в силу нового ТКУ) на свой страх и риск осуществили ввоз в Украину товаров  без оформления таможенной декларации и последующий вывоз этих товаров из Украины в режиме реэкспорта, в настоящее время сталкиваются с проблемами при снятии с валютного контроля данных операций своими обслуживающими  банками. Проблемы связаны с тем, что в Инструкцию о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной Постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее - Инструкция 136) не внесены на сегодняшний день уточнения и однозначные формулировки в связи с принятием нового ТКУ и в частности, с учетом статьи 86 этого кодекса. В результате, в то время как операция реэкспорта может быть снята банком с валютного контроля при соблюдении требований п.2.3 Инструкции 136 (наличие оформленной ТД и подтверждения оплаты от нерезидента), то операция ввоза этой же продукции на территорию Украины может остаться незакрытой.
 
Так, Инструкцией 136 предусмотрены условия и порядок снятия с контроля импортной операции в двух случаях: с ввозом продукции на территорию Украины и без ее ввоза на эту территорию. 
 
Порядок снятия с контроля операции импорта без ввоза регламентирован пунктом 3.6 Инструкции 136: в банк предоставляется импортный контракт, документ, подтверждающий факт поставки нерезидентом в пользу резидента продукции (как правило, это акт приема-передачи), а также ВЭД-контракт, предусматривающий продажу этой продукции нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках. При этом банк осуществляет комплексный контроль за экспортной операцией, по которой продукция, приобретенная резидентом по импортному договору без ее ввоза на таможенную территорию Украины, перепродается нерезиденту, и за первичной импортной операцией, по которой прошла оплата.
 
Порядок снятия с контроля операции импорта товаров с ввозом их на территорию Украины регламентирован пунктом 3.3. Инструкции 136. Для последующего  правового анализа процитируем первую часть пункта 3.3. дословно: «Банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством Украины подлежит таможенному оформлению, на основании информации об этой операции в реестре  ТД (типа ІМ «Імпорт», ІМ-41 «Реімпорт», ІМ-72 «Магазин безмитної торгівлі», ІМ-75 «Відмова на користь держави», ІМ- 76 «Знищення або руйнування»), а в других случаях – после предъявления резидентом документа, который в соответствии с условиями договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг.
 
По сложившейся практике, банки трактуют пункт 3.3 Инструкции 136 следующим образом: если продукция ввозилась на территорию Украины – для снятия с контроля нужна исключительно оформленная ТД и информация о ней в реестре ТД; если продукция не ввозилась на территорию Украины – то это «другой случай», предусмотренный пунктом 3.3., и тогда для снятия с контроля необходимо предъявить акт приема-передачи товара от нерезидента по импортному договору, а также другие документы, предусмотренные пунктом 3.6 Инструкции 136. Ситуацию запутывает и делает неоднозначной также письмо Государственной налоговой службы Украины от 29.12.2012 г. № 12875/0/71-1222-3317, в котором указано, что свидетельством завершения импортной операции является дата поступления товара на таможенную территорию Украины, фактического пересечения им таможенной границы, что подтверждается проставлением соответствующих таможенных обеспечений на товаросопроводительных и товаротранспортных документах, но при обязательном наличии ТД типа ІМ-40. Далее в этом письме налоговая служба делает вывод, что в случае наличия на момент проведения документальной проверки у импортера только товаросопроводительных и товаротранспортных документов с указанием даты пересечения (ввоза) такими товарами таможенной границы Украины, но при отсутствии надлежащим образом оформленной ТД типа ІМ-40, к резиденту должна применяться ответственность за нарушение валютных сроков.
 
Рассмотрим наиболее типичный случай применения предприятием схемы «ввоз без таможенного оформления – последующий вывоз в режиме реэкспорта», а также приведем аргументы в обоснование отсутствия нарушения валютного законодательства при данной схеме.
 
В соответствии с условиями импортных ВЭД-контрактов, предприятие осуществило предварительную оплату товаров, и ввезло на территорию Украины товары. В подтверждение поставки товаров в адрес покупателя, стороны импортного ВЭД-контракта подписали акт сдачи-приемки продукции, что предусмотрено таким контрактом. Контрактом также зафиксировано соглашение сторон о разрешении реэкспорта товаров в третьи страны.
 
После предъявления таможенному органу  предварительных уведомлений о намерении ввезти товары на таможенную территорию Украины (в соответствии со статьей 194 ТКУ), товары находились на территории Украины под таможенным контролем. В соответствии со статьей 326 ТКУ, таможенным органом был проведен идентификационный осмотр товаров, и на товары было наложено таможенное обеспечение для идентификации товара.
 
Сразу после завершения процедуры таможенного контроля за перемещением товаров, предприятие начало процедуру таможенного оформления вывоза товаров в режиме реэкспорта, оформило таможенную декларацию, и вывезло товары за пределы таможенной территории Украины. При этом оплата товара по экспортному ВЭД-контракту была получена от нерезидента - покупателя в полном объеме на условиях предоплаты.
 
Контролирующим банком экспортная операция снята с валютного контроля, но операция ввоза этого же товара на территорию Украины считается незавершенной. Предприятие получило письменное разъяснение таможенного органа о соответствии требованиям таможенного законодательства Украины таможенных процедур, примененных при ввозе товаров на таможенную территорию Украины и последующем их вывозе в режиме реэкспорта, с подтверждением проведения идентификации таких товаров при их ввозе и вывозе.
 
Несмотря на определенную несогласованность и коллизию между нормой статьи 86 нового ТКУ, разрешающей по сути ввоз товаров без таможенного оформления при условии последующего вывоза этих товаров в режиме реэкспорта, и Инструкцией 136, определяющей условия и документы, необходимые для снятия операций ввоза товаров на территорию Украины с валютного контроля, законодательные основания для снятия контролирующим банком с валютного контроля импортной операции в данном случае все же существуют:
 
1) Исходя из положений статьи 2 Закона Украины от 23.09.94 г. №185 «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», нарушение валютных сроков возникает в случае не поступления в адрес резидента в установленные сроки товара по импортной операции (отсрочка поставки). Статьей 1 Закона Украины от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности» установлено, что моментом осуществления импорта является момент пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный товар от продавца к покупателю. В рассматриваемом случае: а) товар пересек таможенную границу Украины, что подтверждается отметками таможенного органа на товаросопроводительных документах и составленным актом идентификационного осмотра товаров, б) право собственности на товар перешло от продавца к покупателю с момента подписания акта сдачи-приемки продукции, в) оплата товара осуществлена в полном объеме покупателем на условиях предоплаты. А это означает, что отсрочки поставки в данном случае не произошло;
2) Операцию по ввозу товара на территорию Украины в данном случае необходимо рассматривать только в комплексе с последующим вывозом товара в режиме реэкспорта, учитывая, что реэкспортная операция снята банком с валютного контроля. Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что по операции реэкспорта покупатель-нерезидент полностью оплатил вывезенный из Украины товар, а значит, валютная выручка фактически возвращена в Украину. Здесь может быть применен пункт 1.8 (пп. г) Инструкции 136, в соответствии с которым сумма валютной выручки может быть уменьшена,  если на протяжении выполнения обязательств по договору, происходит возврат уплаченных импортером средств полностью или частично – на сумму таких средств;
3) И, наконец, логический контент-анализ пункта 3.3. Инструкции 136 позволяет утверждать, что этот пункт регламентирует условия снятия с контроля операции по ввозу продукции на территорию Украины в двух возможных случаях: если такая продукция в соответствии с законодательством подлежит таможенному оформлению - на основании реестра ТД, и в других случаях (в том числе, если такая продукция не подлежит таможенному оформлению, либо такое таможенное оформление не является обязательным) – на основании документа, подтверждающего поставку нерезидентом товара (в нашем случае - на основании акта сдачи-приемки товара).
 
Вместе с тем, для успешного разрешения предприятиями проблем с валютным контролем в каждом конкретном случае необходимо обращаться за адресным разъяснением в Национальный банк Украины и в Министерство доходов и сборов, либо дожидаться внесения соответствующих изменений и дополнений в Инструкцию 136.