Корпоративные договора

Весной этого года украинский законодатель продемонстрировал готовность к имплементации западной правовой доктрины в сфере корпоративного управления. 23 марта Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении корпоративных договоров», которым отныне будут регулироваться соглашения дольщиков и акционеров. Ранее для заключения таких договоров (shareholder  agreement), участникам/акционерам приходилось создавать иностранные «прокладки» - компании, существовавшие в юрисдикциях с гибким корпоративным законодательством, исключительно с целью ведения корпоративного управления.

            После подписания данного Закона Спикером и Президентом, участники украинских ООО, обществ с дополнительной ответственностью и акционеры акционерных обществ  получат возможность регулировать свои взаимоотношения в рамках корпоративного управления. Например, участники смогут:

$11)    обязывать участников или их представителей присутствовать на Общем собрании;

$12)    определять порядок голосования на общем собрании (в т.ч. голосовать «за» или «против» по конкретным вопросам повестки дня; голосовать таким же образом, как какой-либо другой участник);

$13)    определять права отдельных участников назначать должностных лиц в органы управления предприятия;

$14)    устанавливать порядок разрешения Deadlock-ов (когда конфликт интересов собственников равных долей (50%/50%) блокирует возможность управления предприятием и/или выхода из него);

$15)    регулировать порядок и цену продажи и выкупа долей/акций участников. Для этой цели в Гражданский кодекс введен целый новый институт Опционного договора (ст. 1143-1), в рамках которого одна из Сторон договора имеет право потребовать от другой стороны выполнения определенных действий;

$16)    выдавать безотзывную доверенность по управлению корпоративными правами;

$17)    заключать договора с кредиторами, согласно которым они обязуются реализовывать свои корпоративные права определенным образом, гарантируя таким образом защиту инвестиций в форме займов и кредитов.

Бочкой меда станет конфиденциальность корпоративного договора в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью: стороны такого соглашения обязаны раскрывать его только остальным участникам общества, которые не являются сторонами договора. В случае акционерных обществ, факт заключения договора придется раскрыть Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в случае, если договор касается акций или прав по ним.

Без сомнения, новая доступная модель корпоративного управления послужит защите интересов миноритариев в больших предприятиях, обеспечит значительное повышение эффективности управления, будет способствовать привлечению инвестиций в украинские компании, поскольку позволит защитить интересы инвесторов.

ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ ПО МОБИЛИЗАЦИИ

18 мая этого года Верховной Радой был одобрен законопроект №2985 о внесении изменений в Закон Украины «О воинской повинности и военной службе».

«Изменения» касаются всего одной статьи, из которой будут исключены всего четыре слова: «где нет военных комиссариатов». И, тем не менее, потенциальный разрушительный эффект для бизнеса, который последует за исчезновением этой короткой фразы, представляется колоссальным.

Проясним ситуацию: ранее по требованию военкоматов, информировать своих работников о «письмах счастья» были обязаны лишь работодатели, находившиеся в населенных пунктах «где нет военных комиссариатов». В случае вступления в силу закона 2985  обязанность сообщать, а так же обеспечивать явку в военкомат в течение семи дней, информировать военкоматы о приеме призывников и военнообязанных на работу и об их увольнении будут нести все работодатели без исключения.

Кроме очевидного увеличения бюрократической нагрузки на и без того задыхающиеся под весом бумаг частные предприятия, деструктивный эффект для бизнеса будет выражен также в том, что заинтересованные в молодых и перспективных сотрудниках предприятия будут либо уклоняться от обязанности информировать военкоматы, либо не оформлять трудовые отношения с такими работниками. Напомним, что ответственность в виде штрафа в первом случае не будет превышать размер трёх необлагаемых минимумов (51 грн.), в то время как во втором случае размер штрафа достигает 90 000 грн. за каждый случай неоформленных трудовых отношений.

Отметим, однако, что уже девятнадцатого мая в Верховной Раде был зарегистрирован проект Постановления об отмене решения о принятии указанного Закона. Основания формальные – нарушение Регламента Верховной Рады – тем не менее, дают надежду на приемлемый для бизнеса и граждан результат.

ПРОВЕРКИ ПО ТРУДУ 2017

С 16 мая 2017 года действует  Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (Постановление КМУ (№ 295 от 26.04.2017г.).

            Вышеуказанным Порядком значительно расширены полномочия государственных инспекторов по труду, и формы проверок. Теперь проверки гоструда, максимальная продолжительность которых установлена в 10 рабочих дней (а для субъектов малого предпринимательства – два рабочих дня), будут осуществляться в форме инспекционных посещений и невыездных инспектирований государственными инспекторами по труду.

Основанием для инспекционного визита или невыездного инспектирования могут послужить:

1) обращение работника или профсоюзного органа о нарушении законодательства о труде;

2) решение органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений (в т.ч. на основании анализа информации в СМИ и других источниках);

3) решение суда, уведомление правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

4) уведомление органов государственного надзора (контроля) о выявленных нарушениях законодательства о труде.

Кроме того, проверять будут и по информации:

1)    органов Госстата, в случае наличия у предприятия задолженности по выплате зарплаты;

2)     налоговых органов  о:

·         несоответствии количества сотрудников объемам производства предприятия;

·         выявлении фактов нарушения законодательства о труде в ходе проверки;

·         выявления факта ведения хозяйственной деятельности без регистрации;

·         наличии задолженности по оплате ЕСВ в размере, превышающем минимальный за каждого работника.

3)    Пенсионного фонда о:

о работодателях:

·         начисляющих заработную плату меньше минимальной, либо не начислявших заработную плату в отчетном месяце;

·         не проводивших индексацию заработной платы, либо сумма повышения заработной платы составляет сумму меньшую, чем сумма начисленной индексации;

·          у которых 30 и более процентов сотрудников работают по гражданско-правовым договорам;

·         у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;

·         у которых количество работников в течение месяца сократилось на 10 и более процентов, если суммарное количество работников превышает 20 человек.

о работниках:

·         выполняющих работы/предоставляющих услуги по гражданско-правовым договорам одному работодателю более года.

В ходе инспекционного посещения, инспекторы по труду имеют широкие права, в том числе находиться в помещениям работодателя, знакомиться с любыми документами, задавать как руководителю, так и работникам вопросы по предмету посещения, привлекать правоохранительные органы, и др.

Подчеркнем, что объект проверки (работодатель) имеет право не допускать инспектора по труду к проведению проверки, среди прочего в случаях:

·         Отсутствия служебного удостоверения либо прекращения его действия;

·         Превышения указанных выше сроков проведения инспекционной проверки;

Напоминаем, что ответственность за безосновательный недопуск инспектора по труду к проведению проверки установлена в виде штрафа в размере  трех минимальных заработных плат (на май 2017 года – 9600 грн.), а за  недопуск к проверке правильности оформления трудовых отношений – в размере ста минимальных заработных плат (на май 2017 года – 320 000 грн.)

Отмена печатей

Елена Бобырева

23 марта 2017г. Верховная Рада Украины приняла Закон № 4194 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении использования печатей юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями Украины», которым предусмотрена полная отмена всех требований к наличию печатей у юридических лиц и ФЛП или их оттисков на документах во взаимоотношениях субъектов хозяйствования друг с другом или с государственными органами.

Следует отметить, что законопроект ещё не подписан ни Спикером, ни Президентом. Кроме того, после всех этапов подписания и опубликования данного закона у субъектов хозяйствования и государственных органов будет еще три месяца для подготовки к новым требованиям, адаптации должностных инструкций, прежде чем Закон вступит в силу.

            Подчеркнем, что изменения касаются в том числе:

1)    -Вопросов использования печатей всеми субъектами хозяйствования – с момента вступления в силу закона это право, но не обязанность таких субъектов (изменения в статью 581 Хозяйственного кодекса Украины);

$-   -Вопросов наличия оттиска печати на любом документе, подаваемом в органы государственной власти и местного самоуправления – с момента вступления в силу закона, на таких документах должна быть только подпись уполномоченного лица субъекта хозяйствования или личная подпись физического лица-предпринимателя. Более того, требование проставления на документе печати или отказ принимать документ без печати (как и требования о нотариальном заверении документа, если необходимость такого заверения не предусмотрена законом) со стороны должностными лицами госорганов или органов местного самоуправления теперь преследуется в административном порядке – за такие деяния предусмотрен штраф до 1700 грн.(100 необлагаемых минимумов доходов;

$    -вопросов проставления печати на доверенностях юридических лиц частного права – с момента вступления Закона в силу, такие доверенности будут действительны за простой подписью соответствующего руководителя или соответствующего уполномоченного лица субъекта хозяйствования;

$   -влияния наличия или отсутствия оттиска печати на документе на его действительность – с  момента вступления в силу закона не являются и не могут быть признаны недействительными документы, на которых отсутствует печать;

В целом, можно утверждать, что законодатель таким образом совершил дерегулирование и существенно сократил количество причин для т.н. «бюрократических проволочек», упростил взаимодействие органов государственной власти и субъектов хозяйствования. Однако неизвестно, как такое решение повлияет на появление «черных» схем и различных способов мошенничества с документами.

Компания "Polex" участник конкурса "Адвокаты Харьковщины-2016".

 19.12.2016 было проведено награждение участников конкурса "Адвокаты Харьковщины-2016".

Подробнее...

ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ НЕПРИБЫЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Елена Бобырева

        В настоящее время в органах Минюста можно наблюдать  настоящий аншлаг, связанный с перерегистрацией неприбыльных организаций (благотворительных фондов, общественных организаций, кооперативов) во исполнение требований Постановления Кабинета Министров Украины от 13 июля 2016 года №440.

Подробнее...

ПРАКТИКА ПО ДОКАЗЫВАНИЮ ОТПРАВКИ ДОКУМЕНТОВ СТОРОНАМ В КАССАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Елена Бобырева

На данный момент существует неоднозначная практика применения судами, в частности Высшим хозяйственным судом Украины, пункта 3 части 1 ст. 111-3 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

Подробнее...

ИСКИ ВКЛАДЧИКОВ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ЛИЦУ ФОНДА РАССМАТРИВАЮТСЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Елена Бобырева

При подаче иска вкладчиков банка к Уполномоченному лицу Фонда  возникают трудности  относительно подведомственности  таких дел: между административными и хозяйственными судами Украины.

Подробнее...

POLEX НА БИЗНЕС - ФОРУМЕ 8 ДЕКАБРЯ 2016

Елена Бобырева

  8 декабря 2016 года в Харькове состоялся бизнес-форум «Украина - страна предпринимателей», организованный Украинским союзом промышленников и предпринимателей (УСПП) при поддержке Приват-банка.

Подробнее...

ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ В НКУ ПО ОТМЕНЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕЧАТЕЙ

Елена Бобырева

29.11.2016 года на официальном сайте Минэкономразвития был опубликован проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине»

Подробнее...