качество продукции
Изменения в правовом регулировании в сфере безопасности и качества пищевых продуктов: что нужно знать бизнесу

14 декабря 2018 года

С принятием Верховной Радой Украины (с 20 сентября 2015 года) довольно объемного закона "Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов" произошли существенные изменения в сфере производства и оборота пищевых продуктов. Цель закона - гармонизация законодательства Украины с законодательством ЕС в сфере безопасности и качества пищевых продуктов, обеспечение высокого уровня защиты здоровья людей и интересов потребителей, а также создание прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности отечественных пищевых продуктов. Что же из этого необходимо знать бизнесу?

Основные ключевые изменения.

1) Изменение гигиеничных требований:

Согласно требованиям статей 40-51 этого Закона операторы рынка обязаны придерживаться гигиенических требований к мощностям, в помещения, где обрабатываются или перерабатываются пищевые продукты, в подвижных и / или временных мощностей, к транспортным средствам, к оборудованию и инвентаря, соблюдение гигиенических требований водоснабжения, к персоналу мощностей, который работает в зоне обращения с пищевыми продуктами, к пищевым продуктам, к упаковке пищевых продуктов, соблюдение гигиенических требований при термической обработки пищевых продуктов.

  • Законом внедрена система управления безопасностью пищевых продуктов, основанная на принципах ХАССП (Hazard Analysіsand Crіtіcal Control Poіnts лат. НАССР).

На законодательном уровне для всех операторов рынка, осуществляющих производство, реализацию и / или оборот пищевых продуктов, закреплено требование обязательного внедрения системы управления безопасности пищевых продуктов, основанной на принципах ХАССП (лат. НАССР). Согласно требованиям статьи 20 настоящего Закона оператор рынка обязан разрабатывать, вводить в действие и применять действующие процедуры, основанные на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, а также обеспечивать надлежащую подготовку по вопросам применения постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, лиц, ответственных за эти процедуры, во время производства и обращения пищевых продуктов.

3) Внедрение системы прослеживаемости:

От операторов рынка также требуется применять прослеживаемость, что обеспечивает доступность информации по принципу "шаг назад, шаг вперед". Такая информация должна храниться в течение шести месяцев после конечной даты продажи пищевого продукта, нанесенной на маркировке. Прослеживаемость помогает определить ненадежных поставщиков и дистрибьюторов, а также отозвать проблемный товар и предотвратить массовые отравления. Требование ее введения содержится в регламенте ЕС 178/2002, который неофициально называют главным пищевым законом ЕС.

4) Увеличение штрафов для нарушителей

За нарушение нового закона предусмотрены жесткие санкции для нарушителей. Так сумма штрафа для юридических лиц может достигать 70 000 гривен - в зависимости от совершенного правонарушения. Суммы штрафов фиксированные и определены в минимальных заработных платах, что снимает коррупционные риски и позволяет избежать возможности влияния проверяющего на оператора рынка.

Закон определяет 8 видов нарушений из 19-ти, наложению которых предшествует предписание - письменное требование должностного лица органа контроля об устранении нарушения. Невыполнение предписания влечет применение меры административного воздействия в виде штрафа.

5) Смягчение условий получения эксплуатационного разрешения. Это разрешение  является необходимым для предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с производством и / или хранением пищевых продуктов животного происхождения. Если на момент вступления в силу Закона Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов» мощности уже действуют и на них отсутствует эксплуатационное разрешение, операторы рынка должны получить эксплуатационное разрешение на такие мощности в порядке, установленном настоящим Законом. Эксплуатационное разрешение, действующее на момент вступления в силу настоящего Закона, продолжает свое действие после вступления в силу настоящего Закона и не требует замены.

  • Упрощение процедур государственной контроля и разрешительных процедур и внедрение риск-ориентированного подхода к периодичности проверок

Если говорить о прямом упрощения для бизнеса, то оно касается как государственного контроля, так и разрешительных процедур. Согласно новому закону, контроль за безопасностью пищевых продуктов будет осуществлять только один государственный орган. Соответственно, уменьшится количество визитов от государственных органов.

  • Увеличение штрафов для нарушителей

За нарушение нового закона предусмотрены жесткие санкции для нарушителей. Так сумма штрафа для юридических лиц может достигать 70 000 гривен - в зависимости от совершенного правонарушения. Суммы штрафов фиксированные и определены в минимальных заработных платах (2018 год установлен минимальная заработная плата в месячном размере 3723 гривен), что снимает коррупционные риски и позволяет избежать возможности влияния проверяющего на оператора рынка. Закон определяет 8 видов нарушений с 19-ти, наложению которых предшествует предписание - письменное требование должностного лица органа контроля об устранении нарушения. Невыполнение предписания влечет применение меры административного воздействия в виде штрафа.

Как видим порядок получения разрешительной документации и сертификатов (как обязательных, так и добровольных) для пищевой продукции достаточно сложный, включая принятие решения о схеме прохождения процедуры, подготовку перечня документов, совершение иных действий предполагает наличие определенных знаний и опыта.Поэтому привлечение юристов, имеющих опыт абонентского юридического сопровождения деятельности предприятий агро-сектора позволяет заявителю сэкономить время и средства. Юристы компании POLEX  предложат оптимальную схему сертификации, отвечающую требованиям законодательства и нуждам конкретного предприятия подготовят необходимый перечень документов.