неценовые критерии тендеров
Неценовые критерии при определении победителя тендера: что нужно знать заказчику

27 августа 2018 года

Существуют категории товаров и услуг, которые сложно адекватно оценить, основываясь только на стоимости и стандартных требованиях. В таких случаях нужно учитывать не только ценовые критерии, но и такие параметры, как уровень и сроки обслуживания, выгодность (гибкость) условий оплаты, сроки выполнения договорных обязательств и т. д. В связи с чем в Законе «О публичных закупках» и в Приказе ГП «Внешторгиздат Украины» №35, которым утвержден Порядок осуществления допороговых закупок, предусмотрена возможность применения неценовых критериев, которые имеют особую ценность для заказчика тендера и влияют на жизненный цикл товара или создают дополнительную стоимость товара/услуги. Неценовые критерии применяются в случае, если закупка имеет сложный или специализированный характер (например, закупка консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ) и нет постоянно действующего рынка. В таких случаях критериями оценки будет не только цена. К таким неценовым критериям можно отнести, например: • условия оплаты; • срок исполнения; • гарантийное обслуживание; • эксплуатационные расходы и тому подобное. Данный перечень не является исчерпывающим, а количество таких критериев не ограничено. Удельный вес каждого неценового критерия и их количество заказчик определяет самостоятельно, но общий удельный вес неценовых критериев согласно требованиям законодательства не может быть выше 30% (кроме случая применения процедуры конкурентного диалога). При создании закупки с неценовыми критериям заказчик определяет возможные опции и присваиваете им соответствующий процент. Хотя неценовые критерии могут устанавливаться различные, но они должны иметь четкий денежный эквивалент, который будет критерием для оценки тендерных предложений.

Организатор торгов присваивает конкретному неценовому параметру определенный вес (при этом вес ценового предложения должен составлять не меньше 70% стоимости, а неценовых – не более 30%). Этот вес трансформируется в приведенную цену – цену, которая указана участником в тендерном предложении и пересчитана с учетом показателей других критериев оценки по формуле, определенной заказчиком в тендерной документации. Например, гарантийному обслуживанию до 6 месяцев присваивается коэффициент 0%, от 6 до 18 месяцев – 6%, а более 18 месяцев – 15%. Торги проводятся по приведенной цене. Во время торгов поставщик не видит коэффициенты всех остальных участников. Но между раундами в тендере он может корректировать и коэффициенты, и цену. Каждый участник (поставщик) видит свою основную и приведенную цену, и может подобрать приведенную цену под характеристики от других участников.

На сегодняшний день по статистике качественные показатели используются не часто, это порядка 1% от всех торгов в системе. Однако заказчикам следует помнить, что систему ProZorro внедрили как раз для того, чтобы максимально уменьшить субъективный фактор при определении победителя торгов, а потому использование субьективных критерией в качестве неценовых (как например надежность поставщика, его репутация, доходы поставщика, предыдущий опыт сотрудничества зазказчика с ним и т.п. ) может быть расценено как дискриминация остальных участников и оспорено участниками закупок в суде или в АМК.

Компания Polex имеет в штате дипломированных специалистов по публичным закупкам (тендерам) и оказывает все виды услуг, связанные с планированием, проведением, мониторингом и обжалованием публичных закупок (тендеров), тендерным сопровождением и представляет интересы как заказчика закупок, так и участников (поставщиков).

Подробнее об услугах в сфере публичных закупок (тендеров) : https://polex.ua/category/praktiki/tender

Автор: Анастасия Овчаренко