ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ: ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗВЕСТНО О ПРОДАВЦЕ

13 октября 2017 года

Говоря об организации деятельности интернет-магазинов (далее – ИМ), мы должны обязательно сказать и об ответственности, к которой могут быть привлечены «ключевые» лица. При этом, вступление в силу Закона Украины «Об электронной коммерции», привнесло в законодательное поле еще одно – новое основание для привлечения к ответственности.

Так в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» в случае отсутствия необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции или продавце (в случаях, определенных Законом Украины "Об электронной коммерции") – влечет за собой наложение штрафа в размере 30% стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, если согласно закону субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, - в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

Разберем данную норму более детально. Во-первых, она применяется в том случае, если не приведена информация о продавце или продукции в тех объемах, в которых она требуется согласно положениям Закона Украины «Об электронной коммерции».

В самом Законе Украины «Об электронной коммерции» дано лишь определение субъекта электронной коммерции – как субъекта хозяйствования любой организационно-правовой формы, который реализует товары, выполняет работы, предоставляет услуги с использованием информационно-телекоммуникационных систем, или лицо, какое приобретает, заказывает, использует указанные товары, работы, услуги путем совершение электронной сделки. Таким образом, понятия продавца Закон Украины «Об электронной коммерции» не содержит. В то же время, определение продавца содержится в п. 18 ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей» как субъекта хозяйствования, который согласно договору реализует потребителю товары или предлагает их к реализации.

При этом согласно ст. 7 Закона Украины «Об электронной коммерции», продавец (исполнитель, поставщик) товаров, работ, услуг в электронной коммерции во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к следующей информации:

полном наименовании юридического лица или фамилии, имени, отчестве физический лица - предпринимателя;

местонахождении юридического лица или месте регистрации и месте фактического проживания физического лица - предпринимателя;

адресе электронной почты и/или адресе Интернет-магазина;

идентификационном коде для юридического лица или регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика для физического лица - предпринимателя, или серии и номере паспорта для физического лица - предпринимателя, который отказался от присвоения регистрационного номера;

сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если деятельность подлежит лицензированию;

информация о включении налогов в стоимость товара, работы, услуги и, в случае доставки товара, - информация о стоимости доставки;

прочие сведения, которые согласно законодательству подлежат обнародованию.

Если ранее (и даже сейчас), в ряде случаев интернет-магазин выступал в качестве одного из неофициальных (полуофициальных) каналов сбыта товара – продажи проводились или через разных ФЛП и иногда – без оформления документов, то теперь каждый конкретный интернет-магазин должен быть не просто адресом веб-сайта в сети Интернет, но иметь юридическую привязку к юридическому лицу или ФЛП в оффлайне.

Однако – всегда ли такая привязка работала и работает. Напомним, что указанные требования распространяются только на случаи, когда сама электронная сделка купли-продажи заключается посредством принятия оферты ИМ покупателем, в т.ч. с применением электронных платежных средств. В ином случае – если сайт интернет-магазина является только «витриной» или «электронным каталогом», а отгрузка производится через магазин (магазин-склад), то указанные выше требования не будут работать, - ведь не соблюдается само понятие электронной торговли как хозяйственной деятельности в сфере электронной купли-продажи, реализации товаров дистанционным образом покупателю путем совершения электронных сделок с использованием информационно-телекоммуникационных систем. Таким образом, требования Закона Украины «Об электронной коммерции» распространяются только на те интернет-магазины, у которых будет соблюден полный цикл «заказ - электронный договор – оплата - отгрузка».

Таким образом, Закон Украины «Об электронной коммерции» требует указания на сайте интернет-магазина подробной информации о том субъекте хозяйствования, от которого будет производиться реализация (понятно, что это может совсем иной субъект, нежели тот, что выступает продавцом в оффлайн-торговле). Если реализацию товара через интернет-магазин одновременно или поочередно осуществляю несколько ФЛП, то на сайте должна быть информация о таком ФЛП.

Исходя из положений ст. 7 Закона Украины «Об электронной коммерции», указанная информация о продавце должна быть доступна на момент первого из указанных событий:

получения покупателем коммерческого электронного сообщения (по сути - спам-рассылки);

получения покупателем оферты о заключении договора.

Отсутствие на такую дату любой информации, из перечня указанной в ст. 7 Закона Украины «Об электронной коммерции», уже является основанием для применения штрафа согласно п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей». В то же время, если коммерческое электронное сообщение (спам-рассылка) исходит от одного субъекта хозяйствования (например на основании агентского договора или договора комиссии), а электронный договор в дальнейшем будет заключаться от имени другого субъекта, то оснований для привлечения к ответственности уже нет.

Определим теперь меру такой ответственности. Закон Украины «О защите прав потребителей» говорит о штрафе в размере 30% стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, если согласно закону субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, - в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Законодатель прямо определил штраф в размере 30% стоимости полученной для реализации партии товара, а это означает, что штраф должен считаться как 30% от:

стоимости товаров, фактически полученных для реализации от поставщика на основании расходных накладных, актов приема-передачи и т.п.;

стоимость партии должна включать все товары, которые предлагались к продаже в конкретный момент интернет-магазином, без указания необходимой информации;

стоимость должна определяться по цене приобретения, а не цене продажи.

ФЛП на общей системе, юридические лица – плательщики единого налога и плательщики налога на прибыль, должны вести учет доходов и расходов. Это означает, что они попадают под максимальные риски.

К субъектам, которые не ведут обязательный учет доходов и расходов могут быть отнесены только плательщики единого налога 1-2 группы – ФЛП (а также ФЛП – плательщики единого налога 3 группы – неплательщики НДС). Для указанных субъектов обязательным является только учет доходов (требований об учете расходов законодательство не предъявляет). Для них размер штрафа ограничен 5 нмдг (на сегодня это 85 гривен) за каждый выявленный факт нарушения.

Как видим, при прочих равных условиях, более безопасно осуществлять деятельность интернет-магазина посредством ФЛП – плательщика единого налога (2 или 3 группы).

В связи с указанными выше нововведениями законодательства и возможными рисками, рекомендуем при необходимости – произвести пересмотр схемы работы интернет-магазина, произвести структурирование всех хозяйственных связей, возникающих при закупке и поставке товара. Это позволит избежать возможных рисков деятельности интернет-магазина в будущем.

Антон Клименко