Проблемы получения иностранным взыскателем  взысканных средств с украинского должника

14 декабря 2017 года

Как реально исполнить в Украине решение иностранного суда о взыскании средств с украинского должника – юридического лица? Хотя в специализированных юридических изданиях время от времени освещаются проблемы,  возникающие как при получении  согласия украинского суда на принудительное исполнение в Украине иностранного судебного решения, так и при непосредственном взыскании задолженности на стадии исполнительного производства, «универсального лекарства» - четкой процедуры,  в данном процессе не существует в связи с несовершенством и противоречиями в украинском законодательстве.

Оставив вне рамок настоящей статьи достаточно сложную и трудоемкую процедуру получения разрешения украинского суда на принудительное исполнение в Украине иностранного судебного решения, остановимся на самом интересном и неоднозначном процессе – собственно взыскании задолженности и проблемах при ее перечислении иностранному взыскателю.

Несмотря на то, что новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве» действует уже два года (с 9 марта 2011 г.), взыскать задолженность с должника в иностранной валюте по-прежнему практически невозможно: с одной стороны, в исполнительных листах сумма задолженности по-прежнему указывается в гривневом эквиваленте в соответствии с ч.8 статьи 395 ГПК Украины, с другой стороны, подавляющее большинство органов государственной исполнительной службы не имеют своих валютных банковских счетов для зачисления средств в иностранной валюте, наличие которых предусмотрено статьей 3 Закона Украины «О государственной исполнительной службе», а также статьей 53 Закона Украины «Об исполнительном производстве». Но самое главное – не существует подзаконных нормативных актов, инструкций о порядке открытиями органами исполнительной службы таких счетов, учета валютных средств и порядке их перечисления на счет иностранного взыскателя.

Соответственно, при выявлении на счетах должника денежных средств в объеме, достаточном для взыскания по исполнительному документу, государственные исполнители накладывают арест на такие счета и обеспечивают размещение взысканных средств на гривневом депозитном счете территориального отделения исполнительной службы в государственном казначействе.

А дальше начинается самое интересное - денежные средства, взысканные в национальной валюте, перечислить непосредственно нерезиденту-взыскателю на его счет в  зарубежном банке в иностранной валюте, естественно, не представляется возможным: государственное казначейство осуществляет операции только в национальной валюте и  с банковскими учреждениями на территории Украины; в то же время и все другие способы перечисления взысканных средств нерезиденту являются весьма проблематичными. Рассмотрим  возможные способы получения нерезидентом-взыскателем взысканных в его пользу денежных средств:

Первый способ: открытие органом государственной исполнительной службы своего валютного счета, покупка иностранной валюты за счет взысканных средств в гривне, и последующее перечисление денежных средств с валютного счета на счет взыскателя, указанный в исполнительном листе. Данный способ теоретически возможен: в соответствии с п.1.3 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах (Постановление НБУ от 12.11.2003 г. № 492), субъекты хозяйствования имеют право открывать счета в любых банках Украины по своему выбору; юридические лица-резиденты могут открывать текущие счета в банках через свои обособленные подразделения. Статьей 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» закреплено, что районные, районные в городах, городские, горрайонные отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции являются юридическими лицами, и, соответственно, имеют право открывать валютные счета в любых банках, в т.ч. коммерческих. Однако, как было выше указано, вследствие отсутствия подзаконных нормативных актов, инструкций о порядке открытия органами исполнительной службы таких валютных счетов, на практике этот способ применить невозможно.

Второй способ: открытие счета взыскателю-нерезиденту  в банке Украины и зачисление на этот счет взысканных средств с депозитного счета соответствующего органа исполнительной службы. Возможность данной операции прямо предусмотрена в п.3 статьи 45 Закона Украины «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой взыскателю - юридическому лицу взысканные денежные суммы перечисляются государственным исполнителем в установленном порядке на определенные взыскателем принадлежащие ему счета. Однако на практике открыть юридическому лицу – нерезиденту текущий банковский счет в национальной валюте для целей последующего перечисления также не представляется возможным, т.к. Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для открытия таких счетов:

- либо осуществление инвестиционной деятельности в Украине и возвращения доходов от такой деятельности (инвестиционные счета),

- либо для обеспечения деятельности на территории Украины представительства юридического лица-нерезидента. При этом, даже пройдя сложную и достаточно длительную процедуру регистрации, аккредитации, постановки на учет, организации деятельности такого представительства, использовать открытый ему банковский счет для целей перевода взысканных денежных средств на счет нерезидента за границей не представляется возможным вследствие жесткой регламентации движения средств по такому счету, и банковского контроля за целевым назначением расходов представительства.

Третий способ: Перечисление взысканных средств юридическому лицу - представителю взыскателя в Украине на основании соответствующего договора и доверенности, с последующей покупкой последним валюты и ее перечислением нерезиденту на его счет в иностранном банке.  Перечисление средств представителю взыскателя в ситуации, когда нет других реальных способов исполнения решения иностранного суда, имеет свое законодательное обоснование:

  • в соответствии со статьей 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве», стороны в исполнительном производстве могут реализовать свои права и обязанности самостоятельно либо через представителей
  • в п.2.11.4 Инструкции об организации принудительного выполнения решений (приказ Минюста № 512/5 от 02.04.2012 г.), в случае реализации стороной исполнительного производства права на получение взысканных сумм через представителя, государственный исполнитель проверяет, обусловлены ли в доверенности полномочия на осуществление таких действий.
  • Статьей 92 Гражданского кодекса Украины закреплено, то в отношениях с третьими лицами ограничение полномочий по представительству юридического лица не имеет юридической силы. По вопросам представительства юридических лиц Гражданский кодекс Украины является актом законодательства высшей юридической силы.

Однако принимая во внимание содержание ч.5 статьи 45 Закона Украины «Об исполнительном производстве», в которой говорится о том, что не допускается выплата взыскателю взысканных средств наличными или выплата взысканных сумм другим лицам, не являющимся взыскателями, практическая реализация третьего способа напрямую зависит от последовательных и настойчивых действий юристов и твердой правовой позиции суда, в компетенции которого находится определение способа и порядка исполнения судебного решения и разъяснение такого решения.

Описанная выше проблема, к сожалению, носит масштабный характер, что, с одной стороны, открывает потенциальную возможность для коррупционных нарушений со стороны отдельных государственных исполнителей, а с другой стороны,- добавляет работы административным подразделениям Министерства юстиции и Государственной исполнительной службы Украины по рассмотрению многочисленных жалоб от особо настойчивых юристов - представителей иностранных взыскателей.

Но  и с получением на  руки определения суда, прямо разъясняющего возможность получения юридическим лицом - представителем иностранного взыскателя взысканных средств на свой текущий банковский счет, мытарства иностранного взыскателя и его украинского представителя не заканчиваются. Предстоит еще, во-первых, получить взысканные средства в гривне от государственного казначейства (что в оперативном порядке весьма проблематично, учитывая кризисное состояние экономики Украины и первоочередное выполнение казначейскими органами защищенных статей расходов бюджета), и во-вторых,  что весьма существенно, - добиться выполнения обслуживающим банком заявки представителя взыскателя на покупку иностранной валюты и выполнение им платежного поручения на перевод валюты за рубеж на счет взыскателя без предъявления требования о получении индивидуальной лицензии НБУ.

В последнем случае возникает очередная проблема, связанная с несовершенством украинского законодательства  и несогласованностью различных правовых норм.

 Так, главой 2, п.1 «ж» Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой (Постановление НБУ от 10.08.2005 г. № 281), разрешается покупка и обмен иностранной валюты для осуществления неторговых операций на основании  исполнительных документов, выданных во исполнение решений, предусмотренных Законом Украины «Об исполнительном производстве». При этом определения судов о разъяснении способа и порядка исполнения решения также относятся к исполнительным документам в соответствии  со статьей 17 Закона «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, перевод резидентами средств за пределы Украины на основании исполнительных документов не содержится в перечне операций, для осуществления которых не требуется получения индивидуальной лицензии НБУ, и которые перечислены в подпункте «а» п.4. статьи 5 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и в п.1.5 гл.1 «Положения о порядке выдачи индивидуальных лицензий на перевод иностранной валюты за пределы Украины для оплаты банковских металлов и проведения отдельных валютных операций». Последнее обстоятельство вынуждает банки перестраховываться и отказывать своим клиентам в переводе валютных средств на основании вышеуказанных исполнительных документов, а иностранного взыскателя и его украинского представителя – продолжать борьбу за реализацию своих прав на перечисление и получение взысканных средств…

 Елена Бобырева