Франчайзинг

Одной из специализаций нашей компании является правовое сопровождение сделок и операций в сфере франчайзинга, содействие правообладателю в построении франчайзинговой системы, продаже франшизы. Помимо этого, мы можем предложить и пакет услуг для франчайзи, направленных на защиту интересов инвестора при покупке франшизы. Комплекс наших услуг для правообладателя (потенциального или уже действующего франчайзера) предполагает помощь на этапе принятия решений о создании франшизы (ее формулирование, выделение пакета франшизы, сопровождение сделок и организация деятельности франчайзи и т.д)

создание и продажа франшизы

• Консультации по организации бизнеса для продажи его по франшизе, рекомендации по налогообложению операций в сфере франчайзинга;
• Детальное изучение работающего бизнеса клиента (франчайзера), выделение ключевых его особенностей;
• Структурирование и оптимизация комплекса принадлежащих франчайзеру авторских прав, объектов интеллектуальной собственности, знаков для товаров и услуг для передачи прав по ним по франшизе;
• Содействие франчайзеру в организации бизнеса по франшизе для новых франчайзи;
• Составление договоров, правил, положений, документации по франшизе;
• Юридическое оформление передачи франшизы правообладателем, организация контроля за деятельностью пользователя;
• Контроль за правильностью исчисления платежей за пользование франшизой.

услуги инвестору (франчайзи)

• Правовая экспертиза и оценка приобретаемой франшизы
• Выявление и оценка возможных рисков
• Предоставление потенциальному франчайзи соответствующих рекомендаций
• Сопровождение сделки по приобретению франшизы
• Содействие потенциальным инвесторам в построении бизнеса на основе приобретения франшизы;
• Юридическая оценка возможности передачи франчайзи прав на объекты интеллектуальной собственности, информации и ноу-хау, в рамках франшизы;
• Защита прав инвестора при приобретении франшизы и ведения деятельности;
• Споры в области франчайзинга.

международный франчайзинг

• Оценка возможности осуществления в Украине бизнеса по иностранной франшизе;
• Проведение переговоров и выявление ключевых требований франчайзера к франчайзи;
• Юридическое оформление бизнеса в Украине в соответствии с требованиями франчайзера;
• Сопровождение операций по передаче франшизы и ее внедрению;
• Текущая юридическая поддержка деятельности франчайзи в Украине;
• Споры между иностранным франчайзером и украинским франчайзи

Юридические риски франчайзера в Украине: как парировать?

14 декабря 2017 года / автор: Елена Бобырева

АНАЛИТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Говоря об аспектах деятельности компаний в сфере франчайзинга, приходится рассматривать большой круг сложных и взаимосвязанных между собой вопросов, ответ на каждый из которых может принести те или иные последствия для франчайзера и франчайзи в налоговом контексте. Рассмотрению основной проблематики операций франчайзинга и посвящена данная статья.

Использование схемы франчайзинга позволяет масштабировать уже существующий бизнес клиента и без существенных инвестиций получать дополнительный доход от продажи франшиз.

Так, передача бизнеса во франчайзинг позволяет правообладателю получить следующие выгоды:

  • Быстрое распространение своего продукта/услуги на широкой территории, и за счет этого — косвенная реклама продукции и деятельности самого клиента;
  • Вхождение на те территории и доли рынка, где в текущий момент присутствие клиента невозможно или нецелесообразно;
  • Дополнительная прибыль за счет роялти и/или платежей за приобретение франшизы;
  • Дополнительный доход от продажи сырья и материалов, дополнительных услуг (реклама), предоставления франчайзи имущества в аренду;
  • Возможность снижения собственных инвестиций в бизнес (вплоть до выхода из него) при получении того же дохода на инвестиции.

В то же время использование схемы франчайзинга требует осуществления дополнительного контроля и приводит к возникновению рисков для франчайзера.

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что франчайзинг в сегодняшних реалиях Украины несколько отличается от «книжного» и идеального понимания данных взаимоотношениях.

Продажа франшизы в украинских реалиях не всегда приводит к передаче франчайзи прав на организацию готового бизнеса под известным брендом. Основной в данном случае является проблема контроля за действиями франчайзи и связанные с этим недостатки отечественного законодательства.

Перед франчайзером неизбежно станет вопрос, каким образом он может гарантировать защиту от «утечки» бизнес-идеи или «копирования бизнеса» со стороны франчайзи (пользователя)?

Передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности (ноу-хау, знаков для товаров и услуг, объектов промышленной собственности) несет для правообладателя риски, связанные с неправомерным использованием такой идеи, объектов и необходимостью контроля за их использованием. В рамках рассматриваемой схемы построения бизнеса по франчайзинговой модели эти риски и сложности будут связаны со следующими моментами:

  • Необходимость контролировать правильность и корректность соблюдения бизнес-технологий, процессов, технологических моментов;
  • Необходимость контролировать объемы деятельности франчайзи (если платежи будут зависеть от объемов деятельности);
  • Необходимость контролировать качество исходного сырья и/или материалов и готовой продукции;
  • Необходимость контроля за соблюдением общих стандартов деятельности;
  • Контроль за целевым использованием объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, для франчайзера  данные аспекты могут быть сгруппированы:

  • В отношении использования объектов интеллектуальной собственности

° Знаков для товаров и услуг — контроль использования только в разрешенных объемах (на вывесках, в рекламе), возможность быстрого запрета такого использования при расторжении договора;

° Объектов авторского права, промышленных образцов, которые используются при оформлении интерьера и предоставлении услуг/продаже товаров — контроль за целевым использованием, возможность запрета нецелевого/неправомерного использования;

° Объектов промышленной собственности и ноу-хау — соблюдение технологии, правил и норм. Возможность контролировать правомерное использование объектов.

  • В отношении стандартов и правил — возможность проконтролировать правильность и соблюдение таких стандартов и правил;
  • В отношении качества сырья и материалов — возможность со стороны франчайзера самостоятельно контролировать качество таких материалов и сырья;
  • В отношении прочих услуг, операций, которые должен производить или приобретать франчайзи, платежей, которые он должен осуществлять в пользу франчайзера.

Именно поэтому украинский рынок перерождает «идеальную» модель франчайзинговых отношений в некий «защитопригодный» конгломерат, а также порождает «псевдофранчайзинговые» пакеты для страховых компаний, ломбардов, платежных систем, которые на самом деле к франчайзингу как таковому отношения не имеют вообще.

Решить указанные вопросы и защитить франчайзера от неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности можно в том числе следующими средствами:

  • Заключение договоров аренды в отношении помещений, где будет осуществлять деятельность франчайзи, производственного оборудования, рекламных вывесок и штендеров. В таком случае при прекращении взаимоотношений между франчайзером и франчайзи правообладателю будет гораздо проще воздействовать на прекращение деятельности бывшего франчайзи;
  • Фиксация в договоре франчайзинга требований относительно необходимости приобретения материалов, товаров, услуг у конкретных лиц в фиксированном объеме как одно из условий пользования франшизой;
  • Фиксация в договоре франчайзинга жестких условий относительно использования объектов интеллектуальной собственности, ограничения на их передачу;
  • Фиксация в договоре франчайзинга условий неразглашения информации, которая передается как ноу-хау — т. е. производственных секретов, правил организации деятельности;
  • Трудоустройство сотрудников франчайзи на франчайзера (применяется при построении схем «псевдо-франчайзинга» для ломбардов или финансовых учреждений);
  • Фиксация в договоре франчайзинга права на контроль за деятельностью франчайзи в постоянном режиме.

Одной из перспектив защиты интересов франчайзера при построении франчайзинговой системы является диверсификация «потоков» сырья, материалов, работ и услуг, которые предоставляются франчайзи. Поскольку ключевым риском франчайзинга в Украине становится именно контроль за деятельностью франчайзи со стороны правообладателя, то многие компании резонно идут по пути дробления всех взаимоотношений между франчайзером и франчайзи в несколько формально несвязанных конструкций — по поставке сырья, предоставлению в пользование помещений, предоставлению услуг и т. п., где все эти товары, работы или услуги могут поставлять и выполнять связанные с франчайзером организации и субъекты, и только лишь передача прав на объекты интеллектуальной собственности пройдет напрямую.

С одной стороны, это позволяет использовать действительно работающие юридические инструменты для контроля за деятельностью недобросовестного франчайзи (прекратить поставки сырья, расторгнуть договор аренды помещения, изъять переданное в аренду оборудование, и т. п.). С другой стороны, такая сложная система является непрозрачной для потенциального франчайзи и несет риски уже для него, которые нужно объективно оценивать на этапе приобретения франшизы.

В этом проявляется одна из существенных характеристик франчайзинга в Украине на сегодняшний день, когда юридически стройная конструкция должна быть трансформирована под цели снижения налогового бремени (в т. ч. и с разделением бизнеса франчайзера и франчайзи между несколькими субъектами с различным налоговым статусом).

В этом также лежит специфика франчайзинга в Украине. Франчайзер может быть заинтересован не только в получении дохода от продажи франшизы, но и получении такого дохода в конкретной форме, — через лицензионные платежи, доходы от продажи сырья и товаров, аренды помещений и оборудования, плату по договорам о предоставлении услуг. В свете того что осуществлять соответствующие операции со стороны франчайзера могут разные субъекты (юридические лица на общей и упрощенной системах налогообложения, частные предприниматели — плательщики единого налога или даже физлица-непредприниматели), то целью франчайзера, помимо прочего, будет создание такой «структуры платежей», которая позволила бы достичь минимального их налогообложения при сохранении возможностей контроля.

Достижение франчайзером указанных целей выводит на первый план необходимость разрешения следующих вопросов:

  • Ставится во главу угла юридическая прозрачность взаимоотношений или эффективность работы системы контроля;
  • Видит ли франчайзер цель минимизации налоговой нагрузки всеми законными способами или предпочитает уплачивать больше налогов, но с сохранением прозрачности отношений в рамках франчайзингового пакета.

ВЫВОД:

В современных украинских реалиях, когда не только достижение определенной рентабельности, но и снижение налоговых платежей становится одной из приоритетных целей, франчайзер, помимо цели контроля за использованием франшизы, должен самостоятельно принять решение — создавать идеальную, кристально чистую систему франчайзинга, но нести при этом заметные потери либо идти по пути комплекса правоотношений и договоров, достигая при этом экономии на налогах.

Антон Клименко

СПОР ПО НЕОФОРМЛЕННЫМ ТРУДОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ

24 декабря 2017 года / автор: Елена Бобырева

В компанию «POLEX» обратился руководитель IT-фирмы с просьбой обжаловать начисленные
штрафные санкции и обеспечить легализацию взаимоотношений с работниками
(разработчиками). Фактически на компанию работало 30 неоформленных лиц, из них – ряд
разработчиков были оформлены ФЛП, с некоторыми были заключены договоры о
предоставлении услуг обработки данных, некоторые сотрудники не были оформлены вообще.
Причиной обращения стала проведенная ГНИ фактическая проверка трудовых отношений, во
время которой специалистами налоговой инспекции было выявлено 3 неоформленных
сотрудника, которые дали пояснения, что состоят с компанией в трудовых отношениях. По
результатам проверки налоговой инспекцией принято налоговое уведомление-решение, которым
доначислены суммы НДФЛ и ЕСВ. Кроме того, руководителю компании было озвучено
работниками ГНИ о возможности возбуждения уголовного дела на основании ст. 172 УК Украины
(грубое нарушение законодательства о труде).
Юристами «POLEX» был предпринят ряд мероприятий по обжаловании приказа о проведении
проверки, а также налогового уведомления-решения в окружном административном суде, в
результате чего оно признано противоправным и отменено. Основными аргументами, на которых
строилась защита интересов IT-компании в суде были: отсутствие своевременного
информирования плательщика (истца) о проведении проверки, предоставление со стороны истца
доказательств отсутствия трудовых правоотношений.
Какие же пути устранения рисков выявления неоформленных работников? Как следует из нашего
опыта, круг обстоятельств, указывающих на наличие признаков скрытых трудовых отношений
достаточно широк, а набор средств, с помощью которых доказывается противоположное, для
каждого конкретного случая свой. Среди возможных вариантов минимизации рисков следует
выделить такие:
принятие работника на неполный рабочий день или по совместительству (это позволяет
работнику работать у конкретного работодателя не полный рабочий день);
заключение с физическим лицом разового гражданско-правового договора (договор о
выполнении работ или об оказании услуг) с конкретно определенным результатом исполнения.
В связи с принятием Постановления КМУ от 26.04.17 №295 и предоставлением широких
полномочий Гоструда и ее территориальным органам, в 2018 году именно неоформленные
сотрудники (так называемые «скрытые трудовые отношения») могут стать одним из «подводных
камней» для компаний, и принести много хлопот – как с доначислением НДФЛ и ЕСВ, так и в с
привлечением должностных лиц (ФЛП) к ответственности (за фактический допуск работника к
работе без оформления трудового договора предпринимателям грозит штраф в размере 30
минимальных зарплат за каждого неоформленного работника ).