Международное налогообложение и международные расчеты

Комплексные услуги по налоговому сопровождению международного бизнеса, определение юридических последствий налоговой стратегии, разработка схем налогообложения, налоговое планирование и сопровождение международных расчетов.

Правовой анализ ситуации (ПАС)

- сбор необходимой информации и изучение документов (возможно дистанционно)
- получение необходимых документов (составление адвокатских запросов в налоговые и иные госорганы с целью истребования информации и документов;получение информации из государственных реестров; получение информации от нотариальных реестров
- определение правовой позиции и выработка пошагового плана действий (оценка прямых и косвенных рисков при использовании той или иной системы налогообложения, анализ используемой клиентам налоговой и юридической стратегии ведения международного бизнеса, примерный расчет временных и денежных затрат разрешения проблемы

Международное налоговое планирование

- разработка законных схем оптимизации налогообложения физических и юридических лиц, разработка налоговых стратегий (налоговая экспертиза, разработка эффективных налоговых структур, управления налоговыми рисками)  
-международное налоговое планирование
- налоговый и финансовый менеджмент отдельных транзакций (купля-продажа бизнеса, ВЭД-операции);
 - налоговая оптимизация с учетом отраслевой специфики (фармацевтическая отрасль, строительство, IT-бизнес, агробизнес).

Сопровождение международных расчетов

-юридическое сопровождение трансграничных валютных операций (с учетом требований финансового мониторинга, валютных ограничений, положений конвенции MLI и реализации плана BEPS)
- финансовый менеджмент отдельных транзакций (купля-продажа бизнеса, ВЭД-операции).

Ратификация Украиной Конвенции MLI и план BEPS: усиления налогового контроля за доходами

1 марта 2019 года / автор: АнастасияОвчаренко

 Верховная Рада ратифицировала Многостороннее конвенцию по выполнению мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении, с целью противодействия размыванию базы и выведению прибыли из-под налогообложения (далее — конвенция MLI).

 1 января 2017 Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках инициативы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Страны-члены ОЭСР разработали План действий для борьбы с размыванием базы и выводом прибыли из-под налогообложения (далее — План действий BEPS).

План действий BEPS включает в себя 15 шагов, покрывающие различные сферы противодействия агрессивной налоговому планированию. Из-за пробелов и несогласованности в национальном и международном налоговом законодательстве международные компании уменьшают или избегают обязательств по уплате налога на прибыль. Обязательными к исполнению Украины (минимальный стандарт Плана действия BEPS) является 4 шага:

  • Шаг 5: «Совершенствование мер борьбы с налоговыми злоупотреблениями»;
  • Шаг 6: «Недопущение злоупотребления льготами, предусмотренными двусторонними соглашениями»;
  • Шаг 13: «Рекомендации о документации по трансфертному ценообразованию и раскрытии информации по странам»;
  • Шаг 14 «Совершенствование процедуры взаимного согласования путем разрешения споров».

Пересмотр конвенций с каждым государством отдельно, дальнейшее подписание протоколов и их ратификация в парламенте является очень сложным и длительным процессом, который может растянуться на многие годы. Особенностью MLI Конвенции является то, что она не обязательно вносит одинаковые изменения во все двусторонних соглашений. Это довольно гибкий инструмент, предусматривающий имплементацию различных вариантов положений (на выбор договаривающихся государств). Таким образом, последствия подписания MLI Конвенции могут быть разными для отдельных двусторонних соглашений.

Таким образом, изменения могут быть внесены только к сделкам с теми странами, которые со своей стороны также пожелают внесении изменений в соглашение с Украиной, а также если перечень и содержание указанных изменений будет согласован обеими странами. Изменения, которые вносятся MLI Конвенции, вступают в силу для каждого отдельного соглашения в зависимости от того, как быстро другие страны-подписанты ратифицируют Соглашение MLI. Именно с целью предоставления возможности более оперативного пересмотра международных конвенций и был разработан 15-й шаг Плана действий BEPS — MLI.

Подписав и ратифицировав Конвенцию MLI, Украина получает возможность одновременного внесения изменений во все или некоторые действующие Конвенции об избежании двойного налогообложения. Таким образом, подписав и ратифицировав Конвенцию MLI, Украина одновременно выполняет шаг 6 и шаг 14 Плана действий BEPS.

Обращаем Ваше внимание, что ближайшее время в рамках внедрения плана BEPS будет реализован электронный обмен информацией о полученных доходах или ведении предпринимательской деятельности физических лиц, в результате чего Украинские контролирующие органы смогут получать налоговую информацию о доходах резидентов Украины в других странах.

Как видим, вопросы, связанные с налогообложением субъектов бизнеса в Украине, в том числе при осуществлении ВЭД,  являются многоаспектными, сложными и неоднозначными. Компания  «POLEX» имеет наработанную практику применения налогового законодательства при защите интересов своих клиентов, практику участия  адвоката в налоговых спорах, процедурах административного и судебного обжалования. Предоставим консультации по всем вопросам налогового планирования с учетом последних изменений в законодательстве Украины  и международной практике.

Антиоффшоризация бизнеса. Часть 2. Контролируемые иностранные компании (КИК) резидентов Украины.

11 июля 2019 года / автор: АнастасияОвчаренко

      В предыдущих публикациях мы останавливались на проблемах внедрения автоматического обмена информацией и иных шагов плана BEPS в Украине. В данной публикации речь пойдет об очередной инициативе в рамках внедрения указанного плана -Контролируемых иностранных компаниях (далее-КИК).

     Во исполнение переходных положений Закона «О валюту и валютные операции», о которых шла речь выше, Министерством финансов Украины совместно с Национальным банком Украины был разработан проект закона № 6502 от 25.05.2017 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения ( «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)». Он направлен на внедрение в налоговое законодательство Украины множества новых положений предусмотренных Планом BEPS, среди которых и правила налогообложения КИК.

      Положения проекта могут изменяться в ходе рассмотрения парламентом, однако физическим лицам -налоговым резидентам Украины, которые учреждают иностранные компании, важно уже сейчас понимать суть правил КИК.

    Так, резиденты Украины — владельцы контролируемых иностранных компаний, должны будут отчитываться контролирующим органам о таких компаниях и об их прибыли. Согласно проекту закона, иностранная компания будет признаваться контролируемой иностранной компанией, если физическое лицо — резидент Украины (более 183 календарных дня в году проживает в Украине):

a) владеет долей в иностранной юридическом лице в размере 50 и более процентов, или

b) владеет долей в иностранной юрлице в размере 25 и более процентов, при условии, что несколько физических лиц — резидентов Украины владеют долями в иностранной юрлице, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

c) отдельно или вместе с другими резидентами Украины осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

       Объектом налогообложения при применении правил КИК будет выступать часть скорректированной прибыли КИК, пропорциональная доле, которой владеет или которые контролирует физическое лицо. Указанная часть прибыли КИК включаться в состав общего годового налогооблагаемого дохода контролирующего лица и облагаться НДФЛ.

     Однако, правила КИК не применяются, если общий совокупный доход всех КИК одной контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 1 миллиона Евро на конец отчетного периода; или КИК является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на признанной фондовой бирже, или благотворительной организацией, не распределяет доходы в пользу ее учредителей (участников). В то же время законодательство предусматривает возможность освобождения прибыли такой КИК от налогообложения в случае одновременного соблюдения определенных условий, которые необходимо будет доказывать документально, предоставляя специальную отчетность, на практике не так уж и просто, а налоговые органы все это проверять.

      В редакции проекта закона предусмотрено, что исчисление скорректированной прибыли КИК будет применяться в отношении отчетных периодов, начинающихся после 1 января 2020 года. Одновременно, штрафные санкции и пеня за нарушение требований по определению и исчисления прибыли КИК не применяются по результатам 2019 — 2020 отчетных (налоговых) лет.

      Следует отметить, что при определении доли физических лиц, учитываются как личное участие так и участие второго супруга и / или несовершеннолетних детей. Кроме контролируемой иностранной компании, предлагается ввести такое понятие, как «иностранная структура без образования юридического лица» (далее — иностранная структура).

    Под иностранной структурой в законопроекте понимается- организационную форму, созданную в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица, в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленная на получение дохода (прибыли) в интересах ее участников (пайщиков, доверителей или других лиц) или других бенефициаров.

     Фактически в иностранных структур будут принадлежать иностранные — фонды, партнерства, товарищества, трасты, другие формы осуществления коллективных инвестиций или доверительного управления.

      В случае принятия такого законопроекта и вступления его норм в силу компания, учрежденная резидентом Украины в другом государстве будет считаться КИК в связи с тем, что резидент Украины (или два резидента Украины) владеет частью в иностранном юрлице в размере более 50 процентов, а также отдельно или вместе с другими резидентами Украины осуществляет фактический контроль над иностранным юрлицом .

     Как видим, в Украине усиление налогового контроля над КИК пока только на уровне проекта Закона, хотя в большинстве европейских государств подобные изменения в Налоговый кодекс были внесены еще несколько лет назад. В связи с чем, работая с иностранными юрисдикциями и прежде, чем начинать хозяйственную деятельность в иной юрисдикции, следует обратиться к грамотному юристу, имеющему опыт работы с современным, быстро меняющимся международным налоговым правом.

      Вопросы, связанные с налогообложением субъектов бизнеса в Украине, в том числе при осуществлении ВЭД,  являются многоаспектными, сложными и неоднозначными. Компания  «POLEX» имеет наработанную практику применения налогового законодательства при защите интересов своих клиентов, практику участия  адвоката в налоговых спорах, процедурах административного и судебного обжалования. Предоставим консультации по всем вопросам международного налогового права, налогового планирования с учетом последних изменений в законодательстве Украины  и международной практике.

      В дальнейших публикациях мы остановимся на вопросах определения конечного бенефициара при выплате пассивных доходов нерезидентам, а также проблемных вопросах проверка банками (KYC) в современных условиях.