Мониторинг санкционных режимов в международном праве (контрмеры)

Санкции – это меры принудительного характера, применяемые одним государством в ответ на правонарушение со стороны другого государства. В международном праве более предпочтительным считается термин «контрмеры», так как он подчеркивает особые условия осуществления международно-правового режима применения этих мер. Компания POLEX впервые на украинском рынке предоставления юридических услуг предлагает своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и имеющих разного рода активы за рубежом.

Общий пакет услуг

- анализ ВЭД клиента на предмет соответствия текущему санкционному регулированию Украины и интересующих его иностранных государств;
- выявление рисков, связанных с попаданием в санкционные списки;
- разработку предложений по оптимизации бизнеса, подпадающего под санкционную политику того или иного государства, или оказавшегося в пересечении санкционных политик разных государств.

Специальный пакет услуг

- обоснование расширения/сужения санкций (контрмер) в отношении определённых лиц и иностранных компаний, обусловленных нарушениями партикулярных, императивных норм международного права и норм erga omnes;
- сравнительный анализ санкционных политик разных государств;
- анализ правовых последствий санкций международных организаций (ООН, Совет Европы, Европейский Союз и др.);
- обоснование дипломатической и консульской защиты Вашего бизнеса за рубежом;
- юридическое сопровождение государственных процедур исключения из санкционных списков других государств

Поправка на войну

11 апреля 2019 года / автор: Щекин Ю.В.

        «Поправка на войну» стала вынужденной составляющей отечественного бизнес-планирования. Не так давно международная публичная политика меньше всего беспокоила предпринимателя. С головой хватало «особых отношений» с разного рода контролирующими, проверяющими и судебными органами. Сейчас же предприниматель, особенно если его бизнес осуществляется в юрисдикциях разных государств, просто вынужден учитывать особенности их внешней политики. А если у него активная политическая позиция, его могут ожидать разного рода сюрпризы в виде персональных санкций, проявляющихся в запрете на въезд на территорию соответствующего государства, запрещении его предприятиям на поставку определённых видов продукции или вообще на ведение какой-либо деятельности на территории определенного государства, ограничениях банковских расчётов и т.п.
         Санкции – это одна из тех основных «поправок на войну», которые вынуждены делать предприниматели, чей бизнес так или иначе связан с конфликтующими между собой государствами.
     Строго юридически, санкции – это меры принудительного характера, применяемые одним государством в ответ на правонарушение со стороны другого государства. В международном праве более предпочтительным считается термин «контрмеры», так как он подчеркивает особые условия осуществления международно-правового режима применения этих мер. К ним относятся, в частности, а) наличие международного противоправного деяния, предшествующего применению контрмер, б) соразмерность контрмер последствиям правонарушений, которыми они вызваны, в) проведение необходимых предварительных процедур мирного урегулирования, имеющих целью предупредить обращение к контрмерам (санкциям).

         Если Вы ещё не бизнес-элита и влиять на содержание и характер санкционной политики своего государства или других государств пока не в состоянии, Вам остаётся учитывать последствия от их введения. В современных украинских реалиях они обусловлены как национальными законами, так и законами и иными актами других стран. Например, с начала вооруженного конфликта на Донбассе и крымских событий Соединённые Штаты ввели несколько санкционных пакетов, касающихся как отдельных лиц, так и некоторых секторов экономики (Executive Order 13660 – Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine, Sec. 1, Sec. 2.; Executive Order 13661 – Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine, Sec. 1, Sec. 2; Executive Order 13685 of December 19, 2014 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine, Sec. 1 и др.). Аналогичным образом действует Российская Федерация, сформировавшая на сегодняшний день развернутую законодательную базу по применению контрмер в своей внешней политике (ФЗ «О специальных экономических мерах» от 30.12.2006 г.; ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» от 28.12.2012 г. и др.).

     В связи с этим юридическая компания POLEX впервые на украинском рынке предоставления юридических услуг предлагает своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и имеющих разного рода активы за рубежом:
  — анализ ВЭД клиента на предмет соответствия текущему санкционному регулированию Украины и интересующих его иностранных государств;
      — выявление рисков, связанных с попаданием в санкционные списки;
    — разработку предложений по оптимизации бизнеса, подпадающего под санкционную политику того или иного государства, или оказавшегося в пересечении санкционных политик разных государств.
                                       

          Но если Вы уже бизнес-элита, мы дополнительно можем Вам предложить
       — обоснование расширения/сужения санкций (контрмер) в отношении определённых лиц и иностранных компаний, обусловленных нарушениями партикулярных, а также императивных норм международного права и норм erga omnes;
           — сравнительный анализ санкционных политик разных государств;
     — анализ правовых последствий санкций международных организаций (ООН, Совет Европы, Европейский Союз и др.);
            — обоснование дипломатической и консульской защиты Вашего бизнеса за рубежом;
    — юридическое сопровождение государственных процедур исключения из санкционных списков других государств.

       

 

Полатай В.Ю., старший партнер Юридической компании POLEX, кандидат юридических наук.

Щёкин Ю.В., советник Юридической компании «POLEX «, доктор юридических наук

Международные санкции против собственных граждан: нонсенс или новелла?

21 октября 2019 года / автор: Щекин Ю.В.

Введение персональных санкций против граждан иностранных государств – весьма распространённая международная практика. Власти потерпевшего от международного правонарушения государства понимают, что иным образом юридически дотянуться до «ненавистного» иностранца они не могут. Даже заочный приговор имеет объективные рамки приведения в исполнение, вероятность перешагнуть которые, особенно в условиях вооруженного конфликта соответствующих государств, близка к нулю.

   Другое дело, когда речь идет о собственных гражданах. Территориально они всегда досягаемы. Даже если они и покинут родную страну, спасаясь от преследований, они всё равно будут первыми в очереди на экстрадицию. Надо очень помучаться, чтобы доказать властям другого государств наличие весомых оснований просить убежища. Особенно это сложно сделать, когда одна из сторон признаёт наличие конфликта, а другая – нет. За примерами не надо далеко ходить – удивительная практика РФ на сей счёт в свободном доступе.

    Как правило, государство просто предъявляет своим гражданам претензии в связи с нарушениями конкретных норм национального законодательства и, таким образом, привлекает их к ответственности. Можно говорить, что в ряде случаев собственные граждане подвергаются санкциям, но речь идёт о других санкциях – о внутренних (административных, налоговых и др.). Накладывать на собственных граждан международные санкции – это, скажем мягко, противоречит здравому смыслу.

     Международные санкции – это ответные меры (контрмеры), к которым одно государство вынуждено прибегнуть в случае совершения международного правонарушения со стороны другого государства. Санкции – это вынужденное ответное международное правонарушение, когда потерпевшему государству уже не остаётся ничего иного, как в порядке самопомощи и, по-возможности, адекватно отреагировать, чтобы защитить на международной арене свои существенные интересы.

     Вводя санкции против собственных граждан, как, к слову, и против юридических лиц, учреждённых на своей территории, государство не только нарушает их права, но и как бы расписывается в собственной неспособности осуществлять полную территориальную юрисдикцию над ними. Допускаем, что в ряде случаев фактический территориальный контроль государства на определённое время может быть утрачен. Но как быть, если международным санкциям подвергаются собственные граждане и юридические лица в зоне полного территориального контроля? Именно такие вопросы каждый раз возникают при анализе Закона Украины «О санкциях» № 164-VII от 14 августа 2014 г. и соответствующих решений РНБО.

    Согласно п. 2 Закона Украины «О санкциях» № 1644-VII от 14 августа 2014 г. «санкції можуть застосовуватися з боку України по відношенню до іноземної держави, іноземної юридичної особи, юридичної особи, яка знаходиться під контролем іноземної юридичної особи чи фізичної особи-нерезидента, іноземців, осіб без громадянства, а також суб’єктів, які здійснюють терористичну діяльність».

   В данной норме прямо не указано, что санкции могут накладываться на граждан Украины. Единственным субъектом, который может быть гражданином Украины и, исходя з содержания нормы, подпадать под санкции – это субъект, осуществляющий террористическую деятельность. В Уголовном кодексе Украины (УК Украины) ответственность за неё предусмотрена ст. 258 «Терористичний акт», ст. 258-1 «Втягнення у вчинення терористичного акту», ст. 258-2 «Публічні заклики до вчинення терористичного акту», ст. 258-3 «Створення терористичної групи чи терористичної організації», ст. 258-4 «Сприяння вчиненню терористичного акту», ст. 258-5 «Фінансування тероризму».

     Однако, следует отметить, что в перечне физических лиц, в отношении которых в соответствии с п. 2 (1) Решения РНБО Украины от 19.03.2019 г., введённого в действие Указом Президента Украины от 19.03.2019 г. № 82/2019 (Приложение № 1), применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции), внесено немало граждан Украины, и кроме того не указаны конкретные основания применения санкций, не определены их связи с первоначальными правонарушениями. Иначе говоря, в них прямо не прописано, какое именно правонарушение было совершено субъектом, попавшим под санкции. Исходя из списка, непосредственная связь физлиц – граждан Украины – с террористической деятельностью совершенно не является очевидной. Её можно только презюмировать, т.к. список формируется КМУ, СБУ и НБУ.

     С точки зрения международного права это нарушение, так как санкции, как контрмеры, всегда должны быть пропорциональны нарушениям, которыми вызваны. Ведь санкция – это ответное правонарушение, ответственность за которое исключается именно в силу того, что оно совершается «в ответ» и, тем самым, призвано политически уравновесить отношения сторон. Обязательство соразмерности контрмер (санкций) закреплено в ст. 51 Проектов статей об ответственности государств 2001 г.: «Контрмеры должны быть соразмерны причинённому вреду с учетом тяжести международно-правового деяния и затронутых прав». Однако, украинское законодательство эту пропорцию четко не прописало, что предполагает значительную степень усмотрения со стороны государства при введении ограничительных мер.

     Отметим, что в международной практике основаниями персональных санкций нередко становились гораздо более незначительные с точки зрениям причиненного ущерба поводы (выступления в прессе, посты в социальных сетях, родственные связи или дружба с известными политиками).

   Наиболее типичными санкциями, применёнными в вышеуказанном решении РНБО в отношении граждан Украины, являются:

— блокирование активов – временное ограничение права личности пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

— запрещение выведения капиталов за границы Украины;

— остановка финансовых операций.

   Введение санкций Украиной против граждан Украины не сможет автоматически повлечь санкции со стороны Европейского Союза и США. Основная причина в том, что они имеют не только более развитое санкционное законодательство (если сравнивать с Украиной и Россией), но и достаточно развитую судебную практику отмены санкций даже в отношении физлиц и компаний из стран, находящихся с ЕС и США в крайне конфликтных отношениях (например, из Ирана). Как правило, основаниями отмены являлись отсутствие четких мотивов введения санкций, а также нарушения базовых прав и свобод человека, как-то: свобода передвижения, право собственности и вытекающее из неё право на занятие предпринимательской деятельностью, право на свободный доступ к информации и др.

 Щёкин Ю.В., доктор юридических наук, советник Юридической компании POLEX по вопросам международного права