Антиоффшоризация бизнеса - 2019 (часть 1).

14 июня 2019 года

        Оффшоры – это один из более распространенных и действенных методов налогового планирования. Основан этот метод на законодательстве множества стран, частично или полностью освобождающий от налогообложения компании, принадлежащие нерезидентам страны. Оффшорная компания – это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран. Это главное требование таких стран, где допускается регистрация оффшорных компаний.

Оффшорная компания вне зависимости от вида своей деятельности является компанией, которая не получает прибыль в стране регистрации, не имеет финансовых отношений с компаниями данной юрисдикции, и собственники этой компании не являются резидентами страны регистрации. Главной целью создания оффшорной компании на протяжении долгих лет являлся вывоз капитала. Со временем на главное место вышли такие цели, как минимизация налогов, репутация компании, стабилизация платежей, приобретение недвижимости, инвестирование, самофинансирование и многие другие, абсолютно правомерные экономические цели.

          Главные цели регистрации компании в оффшорном центре: 1.Ведение экспортно-импортных операций – если компания занимается внешнеэкономической деятельностью, возникает стремление минимизировать налоги, уменьшить документооборот, увеличить конфиденциальность. В этой ситуации оффшорная компания может выступать в роли посредника между вами и вашим бизнес-партнёром. При этом не нужно забывать о престиже юрисдикции и наличия с данной страной договора об избегании двойного налогообложения с Украиной. 2. Хранение денежных средств на различных банковских счетах и иметь к ним быстрый доступ в любой момент, иметь возможность распоряжаться денежными средствами, перемещая их в любую точку мира и в любой валюте. 3.Минимизация налогообложения: в этом случае самое главное – оптимальное использование различий в налоговых законодательствах различных государств. Необходимо выбрать страну регистрируемой компании, а возможно, позаботиться и о соответствующем гражданстве бенефициара, директора или акционера. 4.Создание структуры расчетов между контрагентами. Для этого необходимо открытие счетов в нескольких банках одновременно, с учётом схемы кредитования. Привлекательнее юрисдикции с отсутствием контроля валютных операций и финансовой деятельности компании. 5. Избежание двойного налогообложения.

        Как видим оффшорные зоны – это определенная территория, на которой иностранные кредитные учреждения и другие компании выполняют операции с нерезидентами в иностранной для данного государства валюте при невмешательстве или минимальном вмешательстве со стороны государства, создавшего оффшорную зону.

    В связи с чем не удивительно, что на международном уровне остро встал вопрос борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов с использованием оффшоров. В связи с тем, что низконалоговые или безналоговые юрисдикции составляют серьёзную конкуренцию для европейских государств с достаточно высокими налоговыми ставками на мировом рынке сегодня активно ведётся борьба с оффшорными зонами на международном уровне. Кроме того, они представляют криминальную угрозу, поскольку, отсутствие требований по раскрытию информации и предоставлению отчётности тем самым привлекает лиц, преследующих незаконные цели, связанные с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денежных средств. Суверенитет не позволяет вмешиваться во внутреннюю политику государства, при этом каждая страна вправе в пределах территории устанавливать свои «правила игры». Таким образом, противостоять оффшорам сложно, но тем не менее инструменты воздействия на такие территории найдены, методы борьбы законны и разнообразны.

        Можно выделить следующие основные методы международной борьбы с оффшорными зонами: • Составление так называемых «черных списков» оффшорных зон; • Обеспечение открытости и доступности информации на международном уровне путём заключения международных соглашений по обмену налоговой информацией и ограничения банковской тайны через контроль национальных банковских систем; • Ограничение использования оффшоров введением ограничительных положений во внутреннее законодательство многих стран, а так же норм, препятствующих получению выгоды от использования оффшорных зон.

     ОЭСР ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В 2009 году в список стран, не выполняющих рекомендации ОЭСР и не отвечающих установленным организацией стандартам, но согласившихся на приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с установленными стандартами ОЭСР (так называемые «серые списки») входили 30 государств, среди них такие, как Британские Виргинские Острова, Сент-Винсент и Гренадины, Панама, Белиз. В «чёрный список» государств, которые не подтвердили свою готовность к принятию стандарта налогового сотрудничества входили четыре государства: Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Филиппины и Уругвай. В июле 2017 года опубликован черный список ОЭСР, с учетом новых критериев. На сегодняшний день ряд юрисдикций, в том числе и Украина,  все еще не ввели у себя в полной мере стандарт по обмену налоговой информацией по запросу, который был одобрен еще в 2009 году. Еще несколько финансовых центров, в свою очередь, отказываются присоединиться к Единому стандарту по обмену налоговой информацией, который предполагает начала автоматического обмена информацией уже в июле этого года. Одним из важных нововведений будет переход абсолютно всех юрисдикций на автоматический обмен налоговой информацией, а также информацией о бенефициарах.

       Подробнее об указанных методах борьбы с оффшорами , а также о шагах Украины в данном направлении и последствиях для международного бизнеса читайте в следующих публикациях.

          Как видим, вопросы, связанные с налогообложением субъектов бизнеса в Украине, в том числе при осуществлении ВЭД,  являются многоаспектными, сложными и неоднозначными. Компания  «POLEX» имеет наработанную практику применения налогового законодательства при защите интересов своих клиентов, практику участия  адвоката в налоговых спорах, процедурах административного и судебного обжалования. Предоставим консультации по всем вопросам налогового планирования с учетом последних изменений в законодательстве Украины  и международной практике.