пеня 2019
Начисление пени по налогам-2019

3 февраля 2019 года

Закон Украины от 23 ноября 2018 № 2628-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» внес изменения, в частности ст. 129 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), которые вступили в силу с января 2019. Ранее мы писали об основных изменениях в налоговом законодательстве в 2019 году (см. https://polex.ua/news/izmeneniya-po-nalogam-2019). В данной публикации подробнее речь пойдет о начислении пени в 2019 году. Следует пояснить, что пеня-сумма средств в виде процентов, начисленная на суммы денежных обязательств ( налоговое обязательство плательщика и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимаемую с плательщика налога в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере ВЭД) в установленных случаях и не уплаченная в установленные законодательством сроки. Термин «штрафные санкции» можно трактовать достаточно широко, однако по тексту НКУ пеня упоминается обособленно от «финансовых санкций» и важно, что на суммы штрафных санкций пеня начисляется, а на пеню пеня не начисляется. Кроме того «налоговый долг» включает в себя и пеню. Так, начисление пени начинается, в частности, при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со ст. 50 НКУ, - по истечении 90 календарных дней (270 календарных дней в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельного корректировки, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства). Таким образом для целей начисления пени можно выделить 3 случая: первые два — при начислении налоговых обязательств налоговыми органами (по результатам налоговых проверок и не по итогам проверок). Третий — при начислении налогового обязательства плательщиком или налоговым агентом. В обоих случаях начисления налоговых обязательств налоговыми органами пеня начисляется за каждый день просрочки из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день просрочки. То есть рассчитать пеню нужно с учетом динамики изменений учетных ставок НБУ во всем периоде просрочки. И ставка эта берется в том размере, который официально действовал на каждый конкретный день просрочки уплаты налогового обязательства (а также штрафов, если таковые имелись). При этом плательщик может уплачивать суммы пени отдельным платежным документом или одним (общим) платежным документом вместе с денежным обязательством. При начислении налогового обязательства плательщиками (в том числе при доначислении вследствие исправления ошибок прошлых периодов) пеня начисляется за каждый день просрочки из расчета 100 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день. Кроме того, в этих случаях пеня всегда должна начисляться начиная с 91-го дня за предельным сроком уплаты налогового обязательства. С 2019 года внесены изменения в статью 129 НКУ в части срока начисления пени: пеня в 2019 году будет определяться в том числе и в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибки, по истечении 90 календарных дней. Учитывая постоянно изменяющееся налоговое законодательство в нашей стране, вопросы, связанные с налогообложением субъектов бизнеса в Украине, являются многоаспектными, сложными и неоднозначными. Компания «POLEX» имеет наработанную практику применения налогового законодательства при защите интересов своих клиентов, в штате компании есть юристы, специализирующиеся по налоговому праву, а также бухгалтера и экономисты, что позволяет качественно оказать Вам полное юридическое сопровождение по всем вопросам, связанным с налогообложением.