новые правила РРО

Новые правила применения РРО и механизм «кэшбек» -последствия для налогоплательщиков и потребителей.

31 октября 2019 года

    20 cентября 2019 Рада приняла во втором чтении и в целом 2 законопроекта:     - №1053-1 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг, который позволяет использовать программные РРО на ряду с традиционными.   -№1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг», который предусматривает механизм компенсации покупателю стоимости покупки дороже 100 грн в случае выявления нарушения при проведении расчетной операции. В настоящее время законы подписаны Президентом.

        Принятые нормативные акты обязывают предпринимателей использовать кассовые аппараты, вводят понятия электронного чека, денежного вознаграждения для покупателей, а также большие штрафы для бизнеса, если товар будет продаваться без чека.

    С 1 октября 2020 года вводится обязательность использования регистраторов расчетных операций (РРО) для отдельных физических лиц – предпринимателей (ФЛП) на второй и четвертой группе. Однако некоторым послаблением является повышение планки объема дохода для II группы плательщиков единого налога. Кроме того, с 1 января 2021 года использование регистраторов расчетных операций будет обязательным для плательщиков единого налога на 2-4 группы, одновременно с увеличением предельного объема дохода плательщиков единого налога II группы с 1,5 до 2,5 млн.грн..В то же время обязательность РРО не коснется физических лиц, а также физических лиц - предпринимателей (ФЛП) из первой группы.

      Так,  будут применяться общие правила использования РРО для отдельных категорий "единщиков" II-IV групп (без ограничения объема дохода за календарный год), которые осуществляют:реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;розничную торговлю подержанными товарами в магазинах;деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания;деятельность туристических агентств, туроператоров;деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения;реализацию текстиля, Производство оборудования для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, который утверждается Кабмином."

     Согласно положениям закона № 1073 покупатель имеет право получить часть штрафных санкций, уплаченных продавцом, исключительно по результатам проверки жалобы о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций (так называемый механизм «кэшбек»). При продаже товара продавец обязан выдать покупателю чек и он должен быть фискальным (создан переведенным в фискальный режим работы РРО, или зарегистрирован на фискальном сервере ГФС - после введения программных РРО). На сегодня (до введения программных РРО) при проведении операции через кассовый аппарат чек, который предоставляется покупателю, фиксируется в фискальной памяти РРО и далее направляется в Систему учета данных РРО -полностью автоматизированная система, возможности вмешательства человека в функционирование этой системы практически исключены.

     При этом любой заявитель, который дает информацию о таких нарушениях, должен идентифицировать себя через собственный электронный кабинет налогоплательщика (а значит только лицами, которые имеют электронную подпись (без этого в кабинете не работают). Таким образом если покупатель во время контрольной закупки, сможет установить только одно нарушение – невыдача фискального чека (сюда же относится и выдача нефискального). Далее на основании такой информации налоговая имеет право обратиться к продавцу для получения информации и ее документального подтверждения. Кроме того (независимо от направления запроса продавцу), налоговая может провести проверку зарегистрирован ли чек, о котором написал покупатель на сервере налоговой. Если о чеке нет информации в системе налоговой, то налоговая проводит фактическую проверку продавца. В настоящее время Налоговый Кодекс уже содержит такое основание для фактической проверки, как письменное обращение покупателя о нарушении продавцом порядка проведения операций (подпункт 80.2.3 пункта 80.2 статьи 80).

   По новым правилам с 1 октября 2020 года (одновременно с введением механизма «кэшбек») штрафы составят 100% стоимости  и проданных с нарушениями товаров за первый случай, и 150% - за каждый последующий случай, обнаруженный проверкой у одного и того же продавца.

    Как видим новые правила ведения РРО и механизма кэшбек не такие простые в применении и однозначные, в связи с чем особо важно обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт сопровождения хозяйственной деятельности, а также специалистам в области налогового права.

    Вопросы, связанные с налогообложением субъектов бизнеса в Украине  являются многоаспектными, сложными и неоднозначными. Компания  «POLEX» имеет наработанную практику применения налогового законодательства при защите интересов своих клиентов, практику участия  адвоката в налоговых спорах, процедурах административного и судебного обжалования.