поправки на войну

Поправка на войну

11 апреля 2019 года

        «Поправка на войну» стала вынужденной составляющей отечественного бизнес-планирования. Не так давно международная публичная политика меньше всего беспокоила предпринимателя. С головой хватало «особых отношений» с разного рода контролирующими, проверяющими и судебными органами. Сейчас же предприниматель, особенно если его бизнес осуществляется в юрисдикциях разных государств, просто вынужден учитывать особенности их внешней политики. А если у него активная политическая позиция, его могут ожидать разного рода сюрпризы в виде персональных санкций, проявляющихся в запрете на въезд на территорию соответствующего государства, запрещении его предприятиям на поставку определённых видов продукции или вообще на ведение какой-либо деятельности на территории определенного государства, ограничениях банковских расчётов и т.п.          Санкции – это одна из тех основных «поправок на войну», которые вынуждены делать предприниматели, чей бизнес так или иначе связан с конфликтующими между собой государствами.      Строго юридически, санкции – это меры принудительного характера, применяемые одним государством в ответ на правонарушение со стороны другого государства. В международном праве более предпочтительным считается термин «контрмеры», так как он подчеркивает особые условия осуществления международно-правового режима применения этих мер. К ним относятся, в частности, а) наличие международного противоправного деяния, предшествующего применению контрмер, б) соразмерность контрмер последствиям правонарушений, которыми они вызваны, в) проведение необходимых предварительных процедур мирного урегулирования, имеющих целью предупредить обращение к контрмерам (санкциям).

         Если Вы ещё не бизнес-элита и влиять на содержание и характер санкционной политики своего государства или других государств пока не в состоянии, Вам остаётся учитывать последствия от их введения. В современных украинских реалиях они обусловлены как национальными законами, так и законами и иными актами других стран. Например, с начала вооруженного конфликта на Донбассе и крымских событий Соединённые Штаты ввели несколько санкционных пакетов, касающихся как отдельных лиц, так и некоторых секторов экономики (Executive Order 13660 – Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine, Sec. 1, Sec. 2.; Executive Order 13661 – Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine, Sec. 1, Sec. 2; Executive Order 13685 of December 19, 2014 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine, Sec. 1 и др.). Аналогичным образом действует Российская Федерация, сформировавшая на сегодняшний день развернутую законодательную базу по применению контрмер в своей внешней политике (ФЗ «О специальных экономических мерах» от 30.12.2006 г.; ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» от 28.12.2012 г. и др.).

     В связи с этим юридическая компания POLEX впервые на украинском рынке предоставления юридических услуг предлагает своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и имеющих разного рода активы за рубежом:   - анализ ВЭД клиента на предмет соответствия текущему санкционному регулированию Украины и интересующих его иностранных государств;       - выявление рисков, связанных с попаданием в санкционные списки;     - разработку предложений по оптимизации бизнеса, подпадающего под санкционную политику того или иного государства, или оказавшегося в пересечении санкционных политик разных государств.                                        

          Но если Вы уже бизнес-элита, мы дополнительно можем Вам предложить        - обоснование расширения/сужения санкций (контрмер) в отношении определённых лиц и иностранных компаний, обусловленных нарушениями партикулярных, а также императивных норм международного права и норм erga omnes;            - сравнительный анализ санкционных политик разных государств;      - анализ правовых последствий санкций международных организаций (ООН, Совет Европы, Европейский Союз и др.);             - обоснование дипломатической и консульской защиты Вашего бизнеса за рубежом;     - юридическое сопровождение государственных процедур исключения из санкционных списков других государств.

         Полатай В.Ю., старший партнер Юридической компании POLEX, кандидат юридических наук.Щёкин Ю.В., советник Юридической компании "POLEX ", доктор юридических наук