торговая марка

Регистрация торговых марок: последние изменения и проблемы практики.

19 августа 2019 года

       Ранее нами уже была опубликована статья по поводу регистрации торговых марок нерезидентами, в которой мы осветили основные моменты указанной процедуры. Теперь же, продолжая данную тематику, хотелось бы обратить Ваше внимание на отдельные вопросы, связанные с практической деятельностью в сфере знаков товаров и услуг, как в Украине, так и за рубежом.

      Для начала следует сказать об изменении стоимости проведения государственной регистрации торговой марки. Теперь стоимость составляет 4000 гривен за подачу заявки на знак одним заявителем (если заявителей больше одного, тогда 130% от этой суммы). Так же установлено сумму в 24,000 гривен за использование в торговой марке слова «Украина». Кроме того, предусмотрено снижение размера государственного сбора за подачу заявки в электронной форме (на 20%).

      Далее хотелось бы привести пару примеров из практики, которые затрагивают последние актуальные тенденции в данной сфере. В Украине, как и в других странах, есть четкие ограничения на содержание и форму регистрируемого знака товаров и услуг. К примеру, по украинскому законодательству не подлежат регистрации торговые марки, противоречащие публичному порядку, принципам гуманизма и морали, требованиям Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» и на которые установлены ограничения на регистрацию Законом Украины «Об охране прав на знаки товаров и услуг» (статья 5 Закона «Об охране прав на знаки товаров и услуг», статья 6 этого же акта устанавливает ограничения на регистрацию). И хотя в различных государствах формулировки указанного ограничения отличаются, как и ширина списка этих самих ограничений, есть те фундаментальные запреты и связанные с ними дискуссии, являющиеся общими для разных стран.

  Таким случаем и соответственно спором, можно считать процедуру регистрации ТМ американским предпринимателем Эриком Брунетти и дальнейшее судебное обжалование отказа в регистрации. Характер словесного обозначения, поданного на регистрацию в качестве ТМ, поднял давно идущую дискуссию о дискриминации точки зрения и границах свободы слова. Основанием для отказа в регистрации была как раз таки дискриминация точки зрения относительно названия производителя одежды – оно состоит из одного паронима, созвучного с распространенным бранным словом английского языка. В то же время заявитель указал, что название является аббревиатурой (при прочтении по буквам аморальный и вульгарный характер названия теряется), не является вульгарным только в силу неосведомленности человека о происхождении названия и в данном случае защищается правом на свободу слова. Верховный суд США встал на сторону Брунетти, в очередной раз обратив внимание на запрет дискриминации точки зрения и соотношение свободы слова с дискриминацией точки зрения. Однако регистрационный процесс касался только защиты прав на территории США, как отнесутся к такому знаку другие государства или ВОИС остается неизвестным. Таким образом, хоть ситуация сложилась и на территории США, дав толчок определенным изменениям в практике регистрации ТМ, она несет интерес с практической точки зрения даже в том случае, если в дальнейшем знак не будет проходить процедуру международной регистрации.

      Что касается практики Украины по данному вопросу, то можно привести в пример постановление Кассационного хозяйственного суда ВС от 15 июля 2019 года по делу № 910/18587/16. В нем суд обратил внимание на примат критерия восприятия потребителем знака товаров при установлении тождественности или схожести с конкурирующими знаками. Ситуация заключалась в споре двух правообладателей ТМ – первый правообладатель имел свидетельство на словесное обозначение, свидетельство второго было выдано на комбинированный знак, который использовал схожее словесное обозначение, но включал так же графический элемент. Именно последний фактор по мнению коллегии судей является ключевым в данном вопросе, ведь графическое изображение имеет более сильное действие на восприятие потребителем продукта, а указанное восприятие определяет схожесть знаков. Касаемо вопроса использования схожего словесного обозначения, то суд указал, что потребитель не выделяет отдельных элементов знака, а воспринимает общий образ упаковки товара, поэтому степень схожести в данном вопросе играет меньшее значение.

      Подводя итог, хочется заметить, что у процедуры регистрации ТМ до сих пор остаются спорные вопросы, а подходы государств к регулировке правоотношений в данной сфере приобретают более либеральный характер. Тем не менее, учитывая дорогостоящий и продолжительный характер этого процесса, быстро меняющееся и неоднозначное законодательное регулирование данного вопроса рекомендуем Вам обратиться за помощью к юристам, которые имеют опыт сопровождения такой процедуры.