трудовые отношения
Усиление ответственности за скрытые трудовые отношения: резонансная инициатива Минсоцполитики

26 февраля 2019 года

В связи с принятием Постановления КМУ от 26.04.17 №295 и предоставлением широких полномочий Гоструда и ее территориальным органам, с 2018 года именно неоформленные сотрудники (так называемые «скрытые трудовые отношения») стали одним из «подводных камней» для компаний, что принесло много хлопот – как с доначислением НДФЛ и ЕСВ, так и в с привлечением должностных лиц к ответственности.      

В развитие данной темы Министерством социальной политики Украины был подготовлен проект Закона  « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу усиления защиты прав сотрудников и противодействие применению незадекларированного труда». Главной целью данного законопроекта является определение и конкретизация  понятия трудовых отношений на законодательном уровне во избежания использования наемного труда без оформления договорных отношений. Так, изменениями планируется усилить правовую защиту работников путем установления правонаступничества в трудовых правоотношениях, чтоб в случае смены владельца предприятия с сотрудниками  был продлен трудовой договор, который они заключили с предыдущим владельцем

          Принцип презумпции наличия трудовых правоотношений состоит в том, что в Кодексе законов о труде Украины устанавливаются семь признаков наличия трудовых правоотношений, при наличии хотя бы трех из которых, работа считается такой, что выполняется в рамках трудовых правоотношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами.

      Так, согласно ст.21-1, которую предлагается внести в Кодекс законов о труде  работа (услуга) признается как такая, что выполняется (предоставляется) в рамках трудовых отношений независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами, если есть три и более нижеперечисленных признаков наличия трудовых отношений:

1) периодически (два и более раз) лицу предоставляется вознаграждение в денежной или натуральной форме за работу, выполняемую (услуги, предоставленные) в интересах другого лица;

2) личное исполнения лицом работы (оказания услуг) по конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем лица, в интересах которого выполняются работы (предоставляемые услуги), или уполномоченного им лица;

3) вознаграждение за выполняемую работу (предоставленные услуги) является единственным источником дохода лица или составляет 75 и более процентов ее дохода в течение 6 календарных месяцев

4) работа выполняется (услуги предоставляются) в определенном лицом, в интересах которого выполняются работы (предоставляемые услуги), или уполномоченным им лицом, на рабочем месте с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;

5) лицо выполняет работы (оказывает услуги) подобные выполняемой штатными работниками работодателя;

6) организация условий труда, в частности, предоставление средств производства (оборудования, инструментов, материалов, сырья, рабочего места) обеспечивается лицом, в интересах которого выполняются работы (предоставляемые услуги), или уполномоченным им лицом;

7) продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливается лицом, в интересах которого выполняются работы (предоставляемые услуги), или уполномоченным им лицом.

Лицо, исполняющее работу (оказывает услуги), имеет (имеют) три и более признаков наличия трудовых отношений, без заключения трудового договора, может обратиться в контролирующие для установления факта наличия трудовых отношений.

Факт наличия трудовых отношений может устанавливаться в судебном порядке. При этом обязанность доказывания отсутствия трудовых отношений возлагается на ответчика.

К отношениям, которые признаны трудовыми, применяются нормы Кодекса законов о труде со дня начала выполнения работником работы, установленный судом или должностным лицом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, которая имеет полномочия государственного инспектора труда.

В случае установления факта наличия трудовых отношений работник и работодатель обязаны заключить трудовой договор. Если будут найдены хотя бы три из этих признаков, то на юрлицо будет наложен штраф в 30 минимальных заработных плат  (более 125 тыс. грн) за каждого ФЛП-сотрудника .

  Таким образом, принятие данного законопроекта предоставит возможность контролирующим органам, а также судам при рассмотрении трудовых споров, однозначно квалифицировать правоотношения, как трудовые, в случае, когда работа, которая по всем признакам должна выполняться на условиях трудовых правоотношений, фактически выполняется без официального оформления таких отношений, что часто используется в сфере оказания услуг (IT-  Бизнес, юридический бизнес) путем заключения договоров подряда с ФО анализ оформления трудовых отношений, кадровой документации, соблюдения требований законодательства о труде

Специалисты Компании POLEX проведут  анализ оформления трудовых отношений, кадровой документации, соблюдения требований законодательства о труде в рамках процедуры Правовой Анализ Ситуации или Legal Due diligence, предложат оптимальную схему оформления трудовых отношений на предприятии, с учетом специфики деятельности, а также сопроводят проверки контролирующих органов и обжалуют их в судебном порядке.