валюта
Валютное регулирование по-новому: что изменит новый закон.

27 июня 2018 года

Действующая в настоящее время в Украине модель валютного контроля по внешнеэкономическим операциям и расчетам в иностранной валюте введена еще в 90-х годах ХХ в. и в настоящее время крайне устарела и считается одной из самых жестких в мире. По индексу легкости перевода и обмена валют (CTC - Сonverting and Transferring Currency, рассчитываемый Всемирным банком, Украина входит в группу стран мира с наиболее тяжелыми валютными ограничениями на уровне с такими странами как Венесуэла, Соломоновы острова, Непал, Ангола. Это существенно ослабляет конкурентные позиции нашего государства во внешней торговле по сравнению с другими странами.Подписав соглашение об ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательства принимать меры по обеспечению свободного движения капитала между странами, которые выступают сторонами Соглашения. Таким образом, выполнение Украиной положений Соглашения об ассоциации с ЕС означает осуществление комплексной модернизации системы валютного контроля и устранения валютных ограничений для движения капитала и платежей по внешнеторговым сделкам, а также либерализацию отдельных финансовых услуг, важных для развития международной торговли, улучшение торгового законодательства и содействия торговле и инвестициям.Можно выделить такие основные проблемы валютного регулирования в Украине на сегодняшний день: 1. Устарелость положений принятых еще в 90-е годы Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» и Декрета Кабинета Министров Украины № 15-93 от 19.02.1993 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и их несоответствие требованиям Соглашения о ассоциации с ЕС в вопросе об отмене ограничений и обеспечения свободного движения капитала, содействие торговле и инвестициям, либерализации финансовых услуг 2. Чрезмерная жесткость действующей системы валютного контроля (несоответствие действующей системы валютного контроля и, в частности, постоянно действующих предельных сроков расчетов в иностранной валюте по операциям экспорта продукции, положениям Соглашения об ассоциации с ЕС, несоответствие действующего порядка осуществления расчетов в иностранной валюте и, в частности, требований относительно обязательной продажи валютной выручки принципам предпринимательской деятельности, наличие признаков дискриминационного отношения к субъектам внешнеэкономической деятельности, (ограничение их пра ва использовать собственные финансовые ресурсы); - неопределенность оснований и организационно-правового механизма применения Национальным банком Украины средств и методов денежно-кредитной политики в целях стабилизации внутреннего валютного рынка и регулирования денежной массы; - ограниченность сферы применения субъектами внешнеэкономической деятельности права продления сроков валютных расчетов и неурегулированность порядка получения заключения уполномоченного органа для осуществления операций с превышением установленных сроков расчетов в иностранной валюте в рамках выполнения внешнеэкономических договоров; - применение общего предельного срока обязательного зачисления валютной выручки резидентов по всем внешнеэкономических операций без учета фактических степеней их влияния на денежно-кредитный рынок и дальнейших хозяйственных планов осуществления валютных расчетов субъектами ВЭД - неурегулированность порядка освобождения резидента от уплаты пени за просрочку расчетов в иностранной валюте в случае невыполнения нерезидентом своих обязательств по заключенному договору (контракту) - неопределенность оснований и порядка проведения документальных проверок, по результатам которых из субъектов внешнеэкономической деятельности взимается пеня за просрочку расчетов в иностранной валюте. 3. Устаревшие и обременительные для внешней торговли требования по лицензированию отдельных видов разовых валютных операций, в частности устаревший механизм лицензионного регулирования и административного контроля открытия валютных счетов и размещение валютных ценностей за пределами Украины и обязательность получения в таких случаях индивидуальных лицензий Национального банка Украины, что создает лишние барьеры для экспортеров продукции и увеличивает их административные расходы. 5. Наличие обременительных и лишних административных барьеров в осуществлении инвестиционной деятельности и привлечении иностранных инвестиций.Концепция нового валютного регулирования предусматривает постепенное поэтапное снятие действующих валютных ограничений и механизмов валютного контроля, в частности, в сфере осуществления внешнеэкономических операций. При подготовке проекта Закона учтены положения указанной Концепции и предусмотрены соответствующие механизмы их реализации с учетом обязательств Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС.21 июня Верховная Рада приняла закон "О валюте и валютных операциях". Этот Закон устанавливает общие правовые основы в сфере проведения валютных операций и осуществления валютного регулирования и валютного надзора, а также определяет права и обязанности субъектов валютных операций и ответственность за нарушения норм валютного регулирования с целью внедрения свободного проведения валютных операций, правовое обеспечение единой государственной политики в сфере валютных операций на территории Украины. Законом отменена старые законодательные акты - Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» и вносятся изменения в некоторые другие законодательные акты Украины. Законом определены такие принципы валютного регулирования в Украине:
  • независимость монетарной политики государства;
  • гибкий валютный курс;
  • независимость Национального банка Украины в формировании и внедрении валютной политики;
  • приоритет рыночных инструментов валютного регулирования на административными;
  • свобода проведения валютных операций;
  • осуществление государственной политики в области валютного регулирования и валютного надзора в целях обеспечения стабильности финансовой системы и платежного баланса, Украина обеспечения свободного движения капитала, либерализации финансовых услуг, содействия торговле и инвестициям.
Так, Законом установлен принцип свободы проведения валютных операций, который означает, что любые валютные операции осуществляются без ограничений, если иное не предусмотрено валютным законодательством. При этом дальше определено, что нерезиденты имеют все права, предоставленные резидентам Украины в сфере осуществления валютных операций.Национальный банк Украины при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, давления на платежный баланс Украины, возникновение обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы страны имеет право вводить меры защиты в виде:
  1.  обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте ;
  2.  установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров;
  3.  установление особенностей проведения операций, связанных с движением капитала;
  4.  введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;
  5.  резервирование средств по валютным операциям;
  6.  других мероприятий, определенных статьей 71 Закона Украины "О Национальном банке Украины".
При этом Наличие признаков, которые являются основанием для введения мер защиты, подтверждает Совет по финансовой стабильности, полномочия которой определяются указом Президента Украины. Срок действия таких мер защиты не должен превышает шести месяцев с момента их введения (что также является одним из положений Соглашения об ассоциации с ЕС).Однако данным Законом все так же не урегулирован вопрос статуса криптовалют в Украине.